Подписка на новости
Подписавшись, Вы получаете доступ ко всем ресурсам: мы будем предупреждать Вас о дате начала курсов, путешествий и других мероприятий.

духовные задачи на каждый день

Автор: Кришнамурти Джидду
Духовные задачи на каждый день
Слушать не принужденно
Вы когда-нибудь сидели очень тихо, ни на что не обращая внимания, не делая попытки сосредоточиться, чтобы ваш ум был очень спокойным, по-настоящему безмолвным? Вы тогда все слышите, не так ли? Вы слышите звуки вдалеке, звуки поближе и совсем близко, непосредственно рядом - что в действительности означает, что вы вслушиваетесь во все. Ваш ум не ограничен одним узким каналом. Если вы можете слушать так, слушать непринужденно, без напряжения, то обнаружите необычайную перемену внутри себя, перемену, случившуюся без всякой вашей воли, без всякой просьбы, и эта перемена несет с собой великую красоту и глубину прозрения.
Духовные задачи на каждый день
А если убрать завесы?
Когда вы слушаете? Слушаете ли вы, создавая проекции, полнясь своими проекциями, своими амбициями, желаниями, страхами, тревогами, слушая лишь то, что хотите услышать, лишь то, что вас удовлетворит, доставит удовольствие, утешит, облегчит на время ваше страдание? Если вы слушаете через завесу своих желаний, тогда вы, очевидно, слушаете свой собственный голос; вы слушаете свои желания. А есть ли другая форма слушания?Разве не важно выяснить, как слушать не только то, что говорится, но и вообще всё: уличный шум, птичий щебет, гудение трамвая, плеск моря, голос вашего мужа, вашей жены, ваших друзей, плач ребенка? Слушание имеет значение только если не слушать через проекции своих желаний. Можно ли убрать все завесы, через которые мы слушаем, и слушать по-настоящему?
Духовные задачи на каждый день
Минуя гул слов
Слушание - нелегкое искусство, но в нем есть красота и большое понимание. Мы слушаем на разных глубинах своего существа, но наше слушание всегда предвзято, или исходит из конкретной точки зрения. Мы не слушаем непринужденно, перед нами всегда простирается завеса из наших мыслей, конструкций и предрассудков...Чтобы слушать, должна быть внутренняя тишина, свобода от напряжения стяжания, расслабленное внимание. В таком бдительном, но пассивном состоянии можно слушать то, что находится за словесными конструкциями. Слова путают; они представляют собой лишь внешнее средство общения; однако, чтобы общаться, минуя гул слов, слушание должно характеризоваться бдительной пассивностью. Те, кто любит, умеют слушать, но слушатель встречается чрезвычайно редко. Большинство из нас ищут результатов, стремятся к целям; мы вечно преодолеваем и побеждаем, поэтому слушания нет. Но только в слушании слышится песня слов.
Духовные задачи на каждый день
Слушать без мыслей
Не знаю, слушали ли вы птицу? Чтобы что-нибудь слушать, нужен спокойный ум - просто спокойный, без всякой мистики. Я вам что-то говорю, а вам, чтобы меня слушать, надо быть спокойным, чтобы всякого рода идеи не шебаршились в вашем уме. Когда вы смотрите на цветок, вы просто смотрите, а не называете, не классифицируете, не говорите, что он относится к такому-то виду - если вы это делаете, то перестаете смотреть на него. Поэтому я говорю, что слушать - это самое трудное: слушать коммуниста, социалиста, конгрессмена, капиталиста, кого угодно, свою жену, своих детей, своего соседа, водителя автобуса, птицу - просто слушать. Только когда вы слушаете без всякой идеи, мысли, вы находитесь в прямом контакте, а будучи в контакте, вы поймете, говорит ли он ложь или правду; вам не придется ничего обсуждать.
Духовные задачи на каждый день
Слушание приносит свободу
Когда вы совершаете усилие, чтобы слушать, слушаете ли вы? Разве само это усилие не отвлекает от слушания? Совершаете ли вы усилие, когда слушаете то, что приносит вам наслаждение?.. Вы не сознаете правды, не видите ложь как ложь, пока ваш ум занят усилием, сравнением, оправданием или осуждением.
Само слушание есть законченный акт; акт слушания приносит собственную свободу. Но озабочены ли вы в действительности слушанием или лишь сменой внутренней суматохи? Если вы будете слушать, осознавая при этом свои конфликты и противоречия, но не втискивая их в рамки какого-либо образа мысли, они, возможно, прекратятся.Видите ли, мы постоянно стараемся быть тем или этим, добиться некоего статуса, набраться определенного опыта и избежать другого, поэтому ум вечно чем-то занят; он никогда не бывает спокойным, чтобы вслушиваться в шум собственных борьбы и боли. Будьте проще... и не пытайтесь стать чем-то или обрести какой-то опыт.
Духовные задачи на каждый день
Слушание без усилия
Сейчас вы слушаете меня; вы не совершаете усилия, чтобы быть внимательным, а просто слушаете; и, если есть истина в том, что вы слышите, вы обнаружите внутри себя чудесную перемену - перемену непредумышленную и нежданную, трансформацию, полную революцию, после которой властвует только истина, а не создания вашего ума. И я бы рекомендовал вам слушать так все - не только то, что говорю я, но и то, что говорят другие, птицы, свист локомотива, шум проезжающего автобуса.Вы увидите: чем больше вы слушаете все, тем полнее безмолвие, и в результате это безмолвие не нарушается шумом. Только когда вы сопротивляетесь чему-нибудь, когда ставите барьер между собой и тем, чего не хотите слушать - только тогда появляется борьба.
Духовные задачи на каждый день
Слушать себя
Слушатель: Пока я сейчас вас слушаю, я вроде бы понимаю, но когда я не здесь, то не понимаю, даже если пытаюсь приложить то, о чем вы говорите.
Кришнамурти: Вы слушаете себя, а не говорящего. Если вы слушаете говорящего, он становится вашим вождем, вашим путем к пониманию, что ужасно, отвратительно, потому что вы тогда устанавливаете иерархию авторитета. Что вы делаете здесь, так это слушаете себя. Вы смотрите на картину, которую рисует говорящий, - она является вашей собственной картиной, а не говорящего. Если ясно, что вы смотрите на себя, то вы можете сказать: "Хорошо, я вижу себя какой я есть, и не хочу ничего делать в связи с этим" - и это все. Но если вы скажете: "Я вижу себя какой я есть, и надо измениться", то начнете действовать, исходя из своего понимания - то есть совершенно не так, как говорит говорящий. Но если по мере того как говорит говорящий, вы слушаете себя, то слушание приводит к ясности, к чувствительности; слушание делает ум здоровым, крепким. Не подчиняясь и не сопротивляясь, он становится живым, интенсивным - и только такое человеческое существо способно создать новое поколение, новый мир.
Духовные задачи на каждый день
Смотреть интенсивно
...Мне кажется, что учеба удивительно трудна, как и слушание. Мы никогда в действительности ничего не слушаем, потому что ум не свободен; наши уши заткнуты тем, что мы уже знаем, поэтому слушание становится необычайно трудным. Думаю - вернее, это факт, - что, если слушать что-то всем своим существом, энергично, живо, то сам акт слушания становится освобождающим фактором; однако, к сожалению, вы никогда не слушаете, потому что никогда этому не учились.В конце концов, вы учитесь только когда отдаетесь чему-то всем своим существом. Когда вы всем своим существом отдаетесь математике, вы учитесь; но когда вы находитесь в состоянии противоречия, когда не хотите учиться, но вас к этому принуждают, тогда учеба становится простым процессом накопления. Учеба подобна чтению романа с бесчисленным количеством букв; она требует от вас полного - а не противоречивого - внимания. Если вы хотите узнать о листе - листе весеннем или летнем, - то должны вглядеться в него, увидеть его симметрию, его фактуру, качество живого листа. В простом листе есть красота, есть энергичность, есть жизненность. Поэтому, чтобы узнать о листе, цветке, облаке, закате или человеческом существе, надо смотреть очень интенсивно.
Духовные задачи на каждый день
Чтобы учиться, ум должен быть спокойным
Чтобы открыть что-то новое, вы должны проявить инициативу, вы должны начать свое путешествие полностью свободным, особенно от знания, потому что очень легко набираться опыта, исходя из своего знания и веры, но этот опыт - все лишь продукт вашего самопроецирования и, стало быть, совершенно нереальный, ложный. Если вы собираетесь открыть для себя нечто новое, нехорошо тащить на себе бремя старого, особенно знания - знания, принадлежащего другому, каким бы великим он ни был. Вы используете знание как средство самопроецирования, безопасности, и хотите быть вполне уверены, что у вас такой же опыт, как у Будды, или Христа. Но человек, который постоянно проецирует себя через знание, явно не искатель истины...
Для открытия истины нет пути. Когда вы хотите открыть что-то новое, когда вы с чем-то экспериментируете, ваш ум должен быть очень спокойным, не так ли? Если ваш ум набит битком, полон фактами, знанием, они действуют как препятствие для нового; трудность для большинства из нас заключается в том, что ум становится таким важным, таким преобладающе значительным, что постоянно встревает во все, что может быть новым, во все, что может существовать одновременно с известным. Так знание и учеба являются препятствиями для тех, кто хочет искать, для тех, кто хочет попытаться понять то, что вне времени.
Духовные задачи на каждый день
Учеба не опыт
Слово "учеба" имеет большое значение. Есть два вида учебы. Для большинства из нас учеба означает накопление в области знания, опыта, технологии, мастерства, языка. Есть также психологическая учеба, учеба на опыте, на непосредственном жизненном опыте, который оставляет некоторый осадок и превращается в традицию, расу, общество. Эти два вида учебы посвящены тому, как обращаться с жизнью: учеба психологическая и физиологическая, внешнее мастерство и внутреннее мастерство. В действительности между ними нет линии демакрации, они накладываются друг на друга.Мы сейчас не рассматриваем мастерство, которое осваиваем на практике, техническое знание, получаемое в ходе учебы.Чем мы озабочены, так это психологической учебой, которой мы занимались столетиями или наследовали как традиции, знания, опыт. Ее-то мы и называем учебой, но вопрос в том, учеба ли это вообще. Я говорю не об изучении мастерства, языка, техники, но спрашиваю: учится ли когда-нибудь ум психологически? Он учится, и посредством того, чему учится, он встречает вызовы жизни. Он всегда переводит жизнь или новый вызов в соответствии с тем, что учит. Именно это мы и делаем. Разве это учеба? Разве учеба не подразумевает нечто новое, нечто, чего я не знаю и что изучаю? А если я просто добавляю что-то к тому, что уже знаю, это не учеба.
Духовные задачи на каждый день
Когда возможна учеба?
Вопрошать или учиться - тэто функция ума. Под учебой я имею в виду не простое развитие памяти или накопление знания, а способность мыслить ясно и здраво, без иллюзии, отправляться от фактов, а не от веры и идеалов.. Нет никакой учебы, если мысль исходит из выводов. Просто накапливать информацию или знания не значит учиться. Учеба подразумевает любовь к пониманию и любовь к деланиючего-то ради него самого.Учеба возможна только тогда, когда нет никакого принуждения. А принуждение принимает много форм, разве не так? Бывает принуждение через влияние, через привязанность или угрозу, через убедительное поощрение или тонкие формы наград.
Большинство людей думают, что учеба поощряется сравнением, тогда как дело обстоит наоборот.Сравнение приносит разочарование и лишь поощряет зависть, которую называют соревнованием. Как и другие формы убеждения, сравнение препятствует учебе и рождает страх.
Духовные задачи на каждый день
Учеба никогда не сопровождается накоплением
Учеба одно, а накопление знания - другое. Учеба - непрерывный процесс, а не процесс добавления, не процесс, на основе которого вы действуете. Большинство из нас собирают знание как память, как идею, хранят его как опыт, и на этой основе действуют. То есть, мы действуем, исходя из знания, технического знания, знания-опыта, знания-традиции, знания, приобритенного благодаря своим идиосинкразическим тенденциям; на такой основе, исходя из своих накоплений в виде знания, опыта, традиции, мы мы действуем. В этом процессе нет никакой учебы. Учеба никогда не сопровождается накоплением; это постоянное движение. Я не знаю, задавались ли вы вообще таким вопросом: что такое учеба, и что такое приобретение знания?.. Учеба никогда не сопровождается накоплением. Вы не можете хранить учебу, а потом действовать из этого хранилища. Вы учитесь по мере того как двигаетесь вперед. Поэтому у вас никогда не бывает регресса, ухудшения, упадка.
Духовные задачи на каждый день
У учебы нет прошлого
Мудрость - то, что каждому придется открыть, и это не результат знания. Знание и мудрость не идут рука об руку. Мудрость приходит, когда созрело знание себя. Без знания себя порядок невозможен, поэтому нет и добродетели.
Далее: изучение себя и накопление знания о себе - это две разные вещи... Ум, обретающий знание, никогда не учится. Что он делает, так это собирает для себя информацию, опыт, в виде знания, и на основе того, что собрал, он переживает, учится; поэтому он на самом деле никогда не учится, а только всегда знает, обретает.
Учеба - всегда активный процесс, у нее нет прошлого! Тот момент, когда вы сказали себе: "Я научился", она уже превратилась в знание, и на основе этого знания вы можете накапливать, переводить, но не можете дальше учиться. Только когда ум никогда не обретает, а всегда учится - только такой ум способен понять всю эту сущность, которую мы называем "я". Мне придется познать себя, структуру, природу, значение всей сущности; но я не могу сделать это, будучи обременен своим предыдущим знанием, лил обусловленным умом, ибо я тогда не учусь, а просто интерпретирую, перевожу, смотрю глазом, уже замутненным прошлым.
Духовные задачи на каждый день
Авторитет препятствует учебе.
Мы обычно учимся при помощи изучения, книг, опята или наставления. Это обыденные способы учебы. Мы доверяемся памяти, что надо делать и чего не надо, о чем надо думать и о чем не надо, как чувствовать, как реагировать. В ходе набора опыта, изучения, анализа, проб, интроспективного исследования мы накапливаем знания в виде памяти, и память потом отзывается на дальнейшие вызовы и требования, которые приводят все к большей и большей учебе. То, что узнается в ходе учебы, доверяется памяти в виде знания, и это знание используется, когда появляется вызов или когда нам приходится что-то сделать, но я думаю, что есть совершенно иной способ учебы, и собираюсь немного о нем поговорить; однако, чтобы его понять и учится этим иным способом, вы должны вполне избавится от авторитета, в противном случае вы лишь получите наставления и будете повторять то, что слышали. Вот почему очень важно понимать природу авторитета. Авторитет препятствует учебе - учебе, которая не есть накопление знаний в виде памяти. Память всегда отзывается образами; в этом нет свободы. Человек, обремененный знанием, наставлениями, согнувшийся под весом того, что он узнал, никогда не свободен. Он может быть исключительным эрудитом, но накопленное знание мешает ему быть свободным, поэтому он не способен учится.
Духовные задачи на каждый день
Разрушать значит созидать
Чтобы быть свободным, вам придется изучить авторитет, весь скелет авторитета, рвя на части все это порочное явление. А это требует энергии, настоящей физической энергии, а также требует психологической энергии. Но энергия разрушается, опустошается, когда находишься в конфликте... Поэтому, когда понимаешь весть процесс конфликта, конфликт прекращается, и появляется обилие энергии. Тогда можно продолжать, сокрушая дом, которые вы строили столетьями и который не имеет никакого смысла. Знаете ли, разрушать значит созидать. Мы должны разрушить, не строения, не общественную или экономическую систему - такое происходит ежедневно, - а психологическую, бессознательную и сознательную защиту, безопасность, которая выстраивается рационально, индивидуально, глубоко и поверхностно. Мы должны прорваться через все, чтобы стать совершенно беззащитными, ведь надо стать беззащитным, чтобы любить и чувствовать привязанность. Тогда вы видите и понимаете амбицию, авторитет, и начинаете видеть, когда авторитет необходим и на каком уровне - авторитет полицейского и ничего более. Тогда нет авторитета учебы, авторитета знания, авторитета навыка, нет никакого авторитета, которым пользуется функция и который превращается в статус. Понимание любого авторитета - всяких гуру, Учителей и прочих - требует очень острого ума, светлого мозга, а не мутного, тупого.
Духовные задачи на каждый день
У добродетели нет авторитетов
Может ли ум быть свободным от авторитета, то есть свободным от страха, чтобы уже не способным следовать за кем-то? Если да, это кладет конец имитации, которая становится механической. В конце концов, добродетель, этика - не повторение того, что хорошо. Как только она становится механической, она перестает быть добродетелью. Добродетель есть нечто, что должно быть время от времени, как и смирение. Смирение нельзя культивировать, и ум, у которого нет смирения, не способен учиться. Поэтому у добродетели нет авторитетов. Общественная мораль - вовсе не мораль; она аморальна, потому что попускает соревнование, жадность, амбицию, и поэтому общество поощряет аморальность. Добродетель - то, что превосходит мораль. Без добродетели нет порядка, а порядок не соответствует образу, формуле. Ум, который следует формуле, приучая себя достигать добродетели, создает для себя проблемы аморальности. Внешний авторитет, который ум воплощает, такой как Бог, как мораль, не говоря уже о законе, становится разрушительным, когда ум пытается понять, что такое настоящая добродетель. У нас есть собственный авторитет, такой как опыт, знание, которому мы пытаемся следовать. На лицо постоянное повторение, имитация, всем нам хорошо известная. Психологический авторитет - не авторитет закона, не полицейский, поддерживающий порядок, - психологический авторитет, который есть у каждого из нас, становится разрушительным для добродетели, потому что добродетель есть нечто живое, движущееся. Как вы не можете культивировать смирение, как не можете культивировать любовь, так нельзя культивировать добродетель; и в это большая красота. Добродетель не механическая, без добродетели нет основы для ясного мышления.
Духовные задачи на каждый день
Старый ум связан авторитетом
Проблема заключается вот в чем: может ли столь обусловленный ум - воспитанный в бесчисленных сектах, религиях, полный всевозможных суеверий, страхов, - порвать с собой и породить новый ум?.. Старый ум - это, по сути, ум, связанный авторитетом. Я использую слово "авторитет" не в юридическом смысле; под этим словом я имею в виду авторитет как традицию, авторитет как знание, авторитет как опыт, авторитет как средство обрести безопасность и оставаться в этой безопасности, внешне или внутренне, потому что, в конце концов, именно этого ум всегда и ищет - место, где он мог бы быть в безопасности, где его бы не беспокоили. Таким авторитетом может быть возложенный на себя авторитет идеи или так называемого религиозного представления о Боге, которое не имеет для религиозного человека никакой реальности. Идея - не факт, это фикция. Бог - эт фикция; вы можете верить в него, но это все равно фикция. А чтобы найти Бога, вы обязаны полностью разрушить фикцию, потому что старый ум - это ум устрашенный, амбициозный, боящийся смерти, жизни, отношений; он всегда, сознательно или бессознательно, ищет постоянства, безопасности.
Духовные задачи на каждый день
Свобода с самого начала
Если мы сможем понять побуждения, стоящее за нашим желанием господствовать или подчиняться господству, тогда, наверное, мы сможем освободиться от деформирующих следствий авторитета. Мы жаждем быть уверенными, правыми, успешными, жаждем знать, и это желание уверенности, постоянства, выстраивает в нас авторитет личного опыта, в внешне оно выстраивает авторитет общества, семьи, религии и так далее. Однако, просто игнорировать авторитет, стряхнуть его внешние символы, очень мало что даст. Порвать с одной традицией и подчиниться другой, оставить этого вождя и последовать за тем - это лишь поверхностный жест. Если мы собираемся уяснить весь процесс авторитета, увидеть его внутреннюю суть, понять и преодолеть желание уверенности, мы должны иметь всестороннюю осведомленность и прозрение, должны быть свободными, и не в конце, а в начале.
Духовные задачи на каждый день
Освобождение от невежества, от скорби
Мы слушаем с надеждой и страхом; мы ищем света чего-то другого, но не являемся бдительно пассивными, чтобы понимать. Если кажется, что освободивший человек исполняет наши жаления, мы его принимаем; чего желают большинство из нас, так это удовлетворения на разных уровнях. Важно не как распознать того, кто освободился, а как понять себя. Никакой авторитет сейчас или в будущем не может предоставить вам знание себя; без самопознания нет освобождения от невежества, от скорби.
Духовные задачи на каждый день
Почему мы поддерживаем?
Почему мы принимаем, почему поддерживаем? Мы поддерживаем авторитет другого, опыт другого, затем сомневаемся в нем; это поиск авторитета и его результат, разочарование, есть болезненный процесс для большинства из нас. Мы ругаем или критикуем когда-то признанный авторитет, вождя, наставника, но мы не исследуем свою собственную жажду авторитета, могущего определять наше поведение. Как только мы поймем эту жажду, мы постигнем значение сомнения.
Духовные задачи на каждый день
Авторитет развращает как вождя, так и последователя
Самоосмысление трудно, а поскольку большинство из нас предпочитает легкий, иллюзорный путь, мы рождаем авторитет, который придает нашей жизни очертания и образ. Таким авторитетом могут быть коллектив, Государство; или это может быть персонал, Учитель, спаситель, гуру. Авторитет любого рода ослепляет; он мешает мышлению, а поскольку большинство из нас полагают, что мыслить, значит терпеть боль, мы отдаемся авторитету. Авторитет рождает власть, а власть всегда становится централизованной и, стало быть, чрезвычайно развращенной; она развращает не только носителя власти, но и того, кто ее поддерживает. Авторитет знания и опыта разлагает, относится ли это к Учителю, его представителю или священнику. Только наша собственная жизнь, ее по видимому бесконечный конфликт, имеет значение, а не образ или вождь. Авторитет Учителя и священника отбрасывает вас от центрального вопроса: конфликта внутри себя.
Духовные задачи на каждый день
Могу ли я положиться на свой опыт?
Большинство из нас удовлетворены авторитетом, поскольку он наделяет нас непрерывностью, уверенностью, ощущением защиты. Однако, человек, понимающий последствия этой глубокой психологической революции, должен быть свободен от авторитета, разве нет? Он не может оглядываться на авторитет, будь то его собственного творения или навязанный ему со стороны. А возможно ли такое? Можно ли мне полагаться на авторитет моего собственного опыта? Даже если я отвергаю все внешние выражения авторитета: книги, наставников, священников, церквей, вер, у меня все же есть чувство, что я, по крайней мере, могу полагаться на свое собственное суждение, собственный опыт, собственный анализ. Но могу ли я полагаться на свой опыт, свое суждение, свой анализ? Мой опыт - это результат моей обусловленности, так же как ваш опыт есть результат вашей обусловленности, не так ли? Меня могли воспитать как мусульманина, или буддиста, или индуиста, и мой опыт будет зависеть от моего культурного, экономического, общественного и религиозного воспитания, так же, как и ваш. А могу ли я на него полагаться? Могу ли полагаться, чтобы обрести водительство, надежду, видение, которые дадут мне веру в собственное суждение, которое, опять же, есть результат накопления памяти, опыта, обусловленности прошлым, которое встречается с настоящим?.. Теперь, когда я поставил перед собой все эти вопросы и уяснил проблему, я вижу, что может быть только одно состояние, в котором реальность, новизна, могут появится - и вызвать революцию. Это состояние, когда ум совершенно опустел от прошлого, когда нет анализирующего, нет опыта, нет суждения, нет никакого авторитета.
Духовные задачи на каждый день
Самопознание - это процесс
Итак, чтобы понимать бесчисленные проблемы, имеющиеся у каждого из нас, разве не обязательно должно быть самопознание? А это одна из труднейших вещей - самоосмысление, которое не означает изоляцию, отстранение. Очевидно, что познать себя важно, однако, знание себя не подразумевает отстранение от отношений. Безусловно, будет ошибкой думать, что можно познать себя уверенно, полностью, окончательно через изоляцию, через исключение, или через обращение к психологу или священнику; или что можно научится самопознанию из книг. Самопознание - это, очевидно, процесс, а не самоцель; чтобы познать себя, надо осознавать себя в действии, то есть в отношениях. Вы открываете себя не путем изоляции, не путем отстранения, а в отношениях - в отношениях в обществом, со своей женой, своим мужем, своим братом, с человеком; но, чтобы выяснить, как вы реагируете, каковы ваши отклики, требуется экстраординарная бдительность ума, острота восприятия.
Духовные задачи на каждый день
Не скованный ум
Трансформация мира происходит благодаря трансформации себя, потому что "я" - это продукт и часть всего процесса человеческого существования. Чтобы трансформировать себя, необходимо самопознание; без знания того, кто вы такой, нет основы для правильного мышления, а без знания себя не может быть трансформации. Надо знать себя таким, какой вы есть, а не таким, каким желаете быть, что и есть всего лишь идеал, и как таковой является фиктивным, нереальным.Только то, что есть, можно трансформировать, а не то, каким вы желаете быть. Познать себя, какой вы есть, требует экстраординарной бдительности ума, ибо то, что есть, постоянно подвергается трансформации, изменению, и чтобы быстро за ней поспевать, ум не должен быть скован никакой догмой или верой, никаким образом действий. Если вы хотите чему-то следовать, нехорошо быть скованным. Для самопознания нужна осведомленность, бдительность ума, свободного от любой веры, от любой идеализации, потому что вера и идеалы лишь придают вам окраску, искажая истинную перспективу. Если вы хотите узнать, кто вы такой, вы не можете воображать то, чем вы не являетесь, или верить в это. Если я жадный, завистливый, жестокий, то просто иметь идеал ненасилия, нежадности, ничего не даст. Понимание того, кто вы такой, кем бы вы ни были: безобразным или красивым, злым или непослушным, понимание того, кто вы такой, без искажений, есть начало добродетели. Добродетель важна, ибо она приносит свободу.
Духовные задачи на каждый день
Активное самопознание.
Опыт без самопознания рождает иллюзию; самопознанием же опыт, который есть отклик на вызов не оставляет совокупного остатка в виде памяти. Самопознание есть открытие - миг за мигом - движений "я", его намерений и поисков, его мыслей и наклонностей. Не может быть "вашего опыта" и "моего опыта"; самый термин "мой опыт" говорит о невежестве и иллюзии.
Духовные задачи на каждый день
Творчество через самопознание
Нет никакого метода самопознания. Поиск метода обязательно подразумевает желание достичь какого-то результата, а именно этого мы все и хотим. Мы поддерживаем авторитет - если не авторитет какого-нибудь лица, то авторитет режима, идеологии, потому что хотим результата, который будет удовлетворительным, который даст нам безопасность. Мы на самом деле не хотим понять себя, свои импульсы и реакции, весь процесс своего мышления, как сознательный, так и бессознательный; мы скорее поддержим режим, который обеспечит нам результат. Но поддержка режима - это всегда итог нашего желания безопасности, уверенности, которая, очевидна, не приводит к пониманию себя. Когда мы следуем какому-нибудь методу, мы должны подчиняться какому-нибудь авторитету: наставника, гуру, спасителя, Учителя, который гарантирует нам то, чего мы желаем; это несомненно, не путь к самопознанию, авторитет препятствует пониманию себя, не так ли? В убежище авторитета, гида, у вас может появиться временное чувство безопасности, ощущение благополучия, но это не есть понимание всего процесса себя. Авторитет по самой своей сути препятствует полной осведомленности о себе, поэтому, в конце концов, уничтожает свободу; между тем, только в свободе может быть творчество. Творчество может быть только через самопознание.
Духовные задачи на каждый день
Спокойный ум, простой ум
Когда мы осведомлены о себе, разве все движение жизни не является способом раскрыть "я", эго? "Я" - очень сложный процесс, который можно раскрыть только в отношениях, в нашей повседневной деятельности, в том, как мы разговариваем, как судим, размышляем; как осуждаем других и себя. Все это раскрывает обусловленное состояние нашего мышления, а разве не важно уяснить весь этот процесс? Только через уяснение истины - миг за мигом - приходит открытие того, что такое вневременное, вечное. Без самопознания вечного быть не может. Когда мы не знаем себя, вечное превращается в пустое слово, символ, спекуляцию, догму, веру, иллюзию, в которой ум может укрыться. Если же начинаешь понимать "я" со всей его активностью, день за днем, тогда благодаря самому этому пониманию, без всякого усилия безымянное, вневременное приходит в бытие. Но временность - не награда за самопознание. Того, что вечно, нельзя искать; ум не может его обрести. Оно приходит в бытие, когда ум спокоен, а ум может быть спокоен только когда он прост, когда он больше не накапливает, не осуждает, не судит, не взвешивает. Только простой ум способен понять реальное, а не ум, полный слов, знания, информации. Ум, который анализирует, рассчитывает - не простой ум.
Духовные задачи на каждый день
Самопознание
Без знания себя, делание того, что хочешь, не может быть состояния медитации. Под "знанием себя" я имею в виду знание любой мысли, любого настроения, каждого слова, всякого чувства; знание активности вашего ума - не знание Высшего "Я", большого "Я"; такого нет; Высшее "Я", Атман, находится все еще в поле мышления. Мышление - это результат вашей обусловленности, мышление - это отклик вашей памяти, древней или текущей. А пытаться медитировать, прежде не утвердив - глубоко, безвозвратно - такую добродетель, которая обретается через самопознание, есть совершенное заблуждение и абсолютно бесполезно. Пожалуйста, тем, кто относится к делу серьезно, очень важно понять это. Ведь если вы этого не можете, ваши медитация и текущая жизнь разъединены, оторваны друг от друга - так оторваны, что, хотя вы можете медитировать, делать бесконечные асаны весь остаток своей жизни, вы не увидите ничего дальше своего носа; любая ваша асана, все, что вы делаете, не будут иметь никакого смысла, важно понять, что такое самопознание: это когда просто, без всякого выбора, отдаешь себе отчет, что такое "я", которое имеет своим источником ворох памяти - просто осознаешь это, без всякой интерпретации, только наблюдая движение ума. Однако, такое наблюдение не получается, когда вы лишь вычисляете в ходе наблюдения - что делать, чего не делать, чего достигать, чего не достигать; если вы так поступаете, то кладете конец живому процессу движения ума в виде "я". Иными словами, мне надо наблюдать и увидеть факт, актуальность, то, что есть. Если я подхожу к этому с какой-то идеей, каким-то мнением - таким как "я не должен" или "я должен", которое является откликами памяти, - то движение того, что есть, тормозится, блокируется; стало быть, нет и учебы.
Духовные задачи на каждый день
Творческая пустота
Можете ли вы не просто слушать меня, когда душа получает семя, и увидеть, способен ли ум стать свободным, пустым? Он может стать пустым только благодаря пониманию всех своих проекций, действий, и не время от времени, а изо дня в день, миг за мигом. Тогда вы найдете ответ, тогда увидите, что перемена приходит без вашей просьбы, что состояние творческой пустоты не надо культивировать - оно уже есть, оно приходит скрытно, без приглашения, и только в этом состоянии есть возможность обновления, новизны, революции.
Духовные задачи на каждый день
Самопознание.
Правильное мышление приходит с самопознанием. Без понимания себя нет основы для мышления; без самопознания то, что вы думаете, неверно. Вы и мир - не две разные сущности с своими отдельными проблемами; вы и мир едины. Ваша проблема - это проблема мира. Вы можете быть результатом некоторых тенденций, влияний своего окружения, но вы не отличаетесь фундаментально от других. Внутренне мы очень похожи; нас всех побуждает жадность, злая воля, страх, амбиция и так далее. Наши верования, надежды, стремления имеют общую основу. Мы едины; мы все единое человечество, хотя нас и разделяют искусственные границы экономики, политики и предубеждений. Если вы убиваете другого, то разрушаете себя. Вы - центр целого, и без понимания себя вы не сможете понять реальность. У нас есть интеллектуальное знание этого единства, но мы держим знания и чувства в разных отделениях, поэтому никогда не переживаем предельное единство человека.
Духовные задачи на каждый день
Отношения - это зеркало
Самопознание не подчиняется никакой формуле. Вы можете обратиться к психологу или психоаналитику, чтобы поговорить о себе, но это не самопознание. Самопознание появляется, когда мы осведомлены о себе в отношениях, показывающих нас такими, какие мы есть, миг за мигом. Отношения - это зеркало, в котором мы видим себя такими, какие мы есть в действительности. Но большинство из нас не способны смотреть, какие мы в отношениях, потому что мы сразу начинаем осуждать или оправдывать то, что видим. Мы судим, мы оцениваем, мы сравниваем, мы отрицаем или соглашаемся, но мы никогда не наблюдаем того, что есть в действительности, и для большинства людей это кажется самым трудным делом; между тем, только это является началом самопознания. Если можешь видеть себя таким, какой ты есть, в этом необычайном - неискажающем - зеркале отношений, если можешь просто смотреть в это зеркало с полным вниманием и видеть то, что есть в действительности, осознавать это без всякого осуждения, без суждения, без оценки - и мы так делаем, когда проявляем настоящий интерес, - то обнаружишь, что ум способен освободиться от всякой обусловленности; когда ум волен открыть то, что находится за полем мышления. В конце концов, каким бы ученым или мелким ум ни был, он сознательно или бессознательно ограничен, обусловлен, и любое расширение этой обусловленности все же остается в поле мышления. Поэтому свобода - нечто совершенно иное.
Поделиться!
Подпишитесь на обновление!