Подписка на новости
Подписавшись, Вы получаете доступ ко всем ресурсам: мы будем предупреждать Вас о дате начала курсов, путешествий и других мероприятий.

Притчи

ЧАСТЬ I

Эзотерическая притча
Расстояние до солнца
— Все люди приблизительно одинаковы — и добрые, и плохие, — сказал Мастер, который терпеть не мог, когда клеят ярлыки.

— Но разве можно ставить на одну доску святого и грешника? — недоумённо спросил ученик.

— Все мы находимся на одинаковом расстоянии от солнца. Думаешь, расстояние сократится, если ты влезешь на крышу небоскрёба?

Источник: де Мелло Энтони. Одна минута глупости.

Притча от Шалвы Амонашвили
Культура
Два ангела — один молодой, другой постарше — смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

— Зачем Бог сотворил человека? — спросил молодой ангел у своего наставника.

— Чтобы он мыслил, — ответил наставник.

— Зачем человеку мыслить?

— Чтобы он творил Культуру.

— Что есть Культура?

— Она есть Путь к Богу.

— Зачем человеку Путь к Богу?

— Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

— Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов Земли.

— Смотри, это столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны… Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.

— Искусство, — повторил младший ангел, чтоб запомнить.

— Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину… Делает всё это Наука…

— Наука, Искусство… — повторил молодой ангел.

— В тех зданиях, в которые входят и из которых выходят дети, происходит их Образование…

— Образование, Наука, Искусство…

— А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия…

— Религия, Образование, Наука, Искусство… Всё это Культура?

— Да, Культура — она и есть Путь к Богу, — ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло что-то страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом провисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба.

Молодой ангел ужаснулся.

— Зачем человек взорвал свою Культуру?

А ангел-наставник заплакал:

— Человек опять сошёл с Пути!

Источник: Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи
Индийская притча
Кришна и вор
Жил однажды вор, который случайно услышал, как пандит описывает чарующий облик юного Кришны. Он на минуту замедлил шаг, но заслушался и не мог заставить себя уйти. Он узнал про украшения, которые носил Кришна, и загорелся желанием похитить эти сокровища. Он спросил пандита, где именно Кришна пасёт коров один, а где — со старшим братом или товарищами. Пандит коротко ему ответил:

— В Вриндаване, на берегу Ямуны.

Рассчитывая найти там Кришну одного и отобрать у него драгоценности, вор поспешил в Вриндаван. На следующее утро он увидел мальчика, пасущего стадо коров, но как мог он лишить украшений эту чарующую красоту? Он боялся, что её блеск может уменьшиться, если отнять хотя бы одно из них, и его сердце не позволило ему сделать это. Впав в экстаз, он несколько часов, не отрываясь, смотрел на мальчика, пока сам Кришна не спросил, чего он хочет. Но вору было очень совестно признаться в своём намерении. Однако Кришна и так всё знал. Он отдал ему все драгоценности, какие на нём были. Вора охватили стыд и радость, и он упал к ногам мальчика, а когда поднялся, Кришны уже не было. Вор вернулся в свою деревню и спросил у пандита:

— Скажи, это те самые драгоценности, которые ты описывал с таким восторгом? Я ходил в Вриндаван, и он дал их мне.

Не нужно говорить, что пандит простёрся у ног вора. Вера может совершить чудо. Она может заставить Бога проявить себя и дать вам то, о чём вы мечтали.

Источник: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Притчи и истории: В 2 кн. Кн. 1.
Притча от Юрия Степанова
Упрямый осёл
— Почему ты так упрям? — спросили осла.

— Это я-то упрям? — удивился осёл. — Это человек упрям. Сколько я упираюсь, столько он меня бьёт. На его месте я давно бы отстал.

Каждый видит мир своими глазами.

Источник: Юрий Степанов. Слоненок, которого кто-то выдумал
Русская притча
Краденым сыт не будешь
Было у одного человека два сына. Выросли они, а отец и говорит им:

— Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас чем хочет заниматься?

Молчат сыновья, не знают, какую себе работу выбрать.

— Ну, пойдём, — говорит отец, — по свету походим да посмотрим, что люди делают.

Собрались и пошли потихоньку. Идут сыновья, ко всему приглядываются, думают, какую бы им работу выбрать.

Подошли к одной деревне. Видят — стоит у выгона кузница. Зашли они. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки и помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше.

Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда-сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу:

— Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится.

Обрадовался отец: нашёл, думает, старший сын себе средство к жизни!

— Ладно, — говорит, — будь кузнецом в этой деревне.

Поставил он сыну кузницу, тот и начал кузнечным делом заниматься. И люди хвалят его, и сам он своей работой доволен.

А младший сын сколько ни ходил, никак себе работу по вкусу не найдёт.

Идёт он раз с отцом мимо луга. Видит — пасётся на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать.

— А не начать ли мне, отец, волов красть? — говорит сын. — Работа эта лёгкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол.

— Кради, — говорит отец. — Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал.

Взял сын вола и погнал домой. А отец говорит:

— Подожди меня возле леса — мне надо ещё в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живёт.

Гонит сын вола да всё, как волк, оглядывается, не бежит ли кто за ним. Пока до леса добрался, порядком перетрусил.

Подождал он у опушки, пока отец воротился, и погнали они вместе вола домой.

Зарезали дома вола, сняли с него шкуру и стали мясо варить. Наварили, а отец и говорит сыну:

— Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет.

Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки. Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает, не идёт ли кто вола искать? Залает собака, пройдёт или проедет кто мимо избы — сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат. И так день за днём.

Съели они, наконец, вола. Отец и говорит сыну:

— А теперь давай шеи мерить — кто же из нас раздобрел?

Оказалось, что у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела.

Удивляется сын:

— И чего оно так?

— А оттого, что ты краденого вола ел, — говорит отец.

— Так и ты ведь ел краденого!

— Нет, я хозяину заплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол — страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!
Греческая притча
Сократ и наглец
Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:

— Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?
Суфийская притча
Молитва о самом себе
Сайад, сын Ваки, был товарищем Пророка. К концу жизни он ослеп и поселился в Мекке, где к нему за благословением постоянно приходило множество людей. Благословлял он не каждого, но те, кто получал благословение, впоследствии неизменно убеждались в его благотворном воздействии на их жизнь.

Абдаллах ибн Сайад рассказывает: «Я пришёл к нему, и он был добр ко мне и благословил меня. Я был всего-навсего любознательным мальчишкой и спросил его:

— Когда вы молитесь за других, ваша молитва как будто всегда бывает услышана. Почему же тогда вы не попросите вернуть вам зрение?

Старец ответил:

— Смирение перед волей Господней намного лучше, чем личное удовольствие от способности видеть».

Источник: Шах И. Путь суфиев
Конфуцианская притча
Прямодушные люди
Князь Шэ сказал Конфуцию:

— В моей деревне был один прямодушный человек. Его отец украл барана, и он донёс на своего отца.

Конфуция ответил:

— В моей деревне прямые люди отличаются от ваших. Отцы там покрывают сыновей, а сыновья — отцов. В этом прямота и состоит.

Источник: Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения.
Современная притча
Домашняя ящерица
Один богатый человек держал у себя дома ящерицу. Та медленно ходила по комнатам, и хозяин относился к ней, как к части интерьера, совершенно не считая её живым существом.

И вот однажды как-то ненароком ящерица поцарапала когтем руку хозяина. Ему было очень больно, и ящерица будто заметила это. Хозяин ходил по комнатам, а ящерица следовала за ним, участливо заглядывая ему в глаза, как бы извиняясь за досадную оплошность. И тут хозяин понял, что она — тоже живое существо, способное на сострадание. Его отношение к животному изменилось — ящерица перестала для него быть предметом мебели.

А рука всё больше и больше болела. Ящерица уже не покидала своего хозяина, жалобно поглядывая то на руку, то в его глаза. Мужчина решил обратиться к врачу. Когда врач осмотрел руку и услышал рассказ владельца животного, он сказал:

— Никакого сострадания в ящерице нет. Дело в том, что на концах когтей у неё находится яд, но он очень слабый, чтобы убить сразу, он убивает очень медленно. И поэтому ящерица ходит за своей жертвой, ожидая, пока та не умрёт.
Притча от Юлии Дубинкиной-Ильиной
Чаша терпения (Хинг Ши)
Однажды Янг Ли попросил Учителя объяснить ему какова природа человеческого терпения и как должен поступать добродетельный муж с этим проявлением человеческой натуры. Выслушав вопрос ученика, Хинг Ши взял пустую чашу и поставил её ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой. Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, Хинг Ши сказал:

— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится, и рискуешь облить самого себя.

Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:

— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?

— Не только, — ответил Хинг Ши, — в том, что ты оберегаешь свои же колени особой добродетели и заслуги нет.

— Так что же он ещё должен делать? — спросил недоумённо ученик, не открывая глаз.

Хинг Ши снял с его колен практически полную чашу и, вылив её содержимое обратно в кувшин, добавил:

— Добродетельный муж должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась.

Источник: сайт Притчи.ру
Афганская притча
Домашняя работа
Жили муж и жена. Муж уходил далеко в поле работать, а жена оставалась дома и занималась хозяйством. Так время и шло. Но вот однажды муж, рассердившись на жену из-за пустяка, сказал:

— Я работаю на дальнем поле, хожу весь день за плугом и возвращаюсь усталым. А ты целый день сидишь дома под зонтиком и ничего не делаешь. Такая несправедливость мне надоела!

На это жена ему ответила:

— О, муж мой, не сердись, давай поменяемся: я буду делать твою работу, а ты примись за мою. Вот мы и проверим, чья работа тяжелее.

Мужу понравилось это предложение.

— Хорошо, — ответил он, смеясь. — Теперь моя очередь сидеть дома, прячась от солнца под зонтиком, а вот ты попробуй-ка выполни мою работу! Иди, поработай в поле, испытай-ка на себе тяжесть плуга!

— Я согласна, — ответила жена. — А ты сделай за меня домашнюю работу. Из всех моих домашних дел для тебя будет достаточно и одного! Утром, когда рассветёт, ты встань, принеси воды, подмети дом, отвори хлев, выведи коров и телят, подои коров, выгони стадо пастись. А в шесть часов приготовь еду и принеси в поле, где я буду работать.

— А ты выполни мою работу, — ответил муж. — Впряги быков в плуг и обрабатывай поле, а твоей работы я не боюсь!

Договорившись таким образом, они принялись каждый за своё дело. Жена взяла плуг и погнала быков. Придя на поле, она ловко впрягла их в плуг и принялась пахать.

А муж взялся за домашнюю работу: принёс воды, подмёл дом, потом пошёл в хлев и подоил коров. Но, уходя, он по рассеянности оставил дверь в хлев открытой. Коровы вошли в сад и помяли кусты, козы забрались в капусту и испортили грядки.

А хозяин тем временем сидел дома и варил мясо. Вдруг он увидел, что весь скот вышел из хлева и пасётся в саду и в огороде. С помощью соседа он кое-как собрал своих коров и коз и загнал их в хлев. Но пока он гонялся за скотом по огороду, собаки стащили с огня мясо и съели его, коты опрокинули горшок с молоком, а кипевшая в котле вода убежала и залила огонь.

От всего этого крестьянин устал так, как никогда. У него не хватило сил начать всю работу заново. Поэтому он запер скот в хлеву, сел, сложив руки, и стал ждать жену.

А хозяйка закончила свою работу в поле и погнала быков домой.

— Почему ты сидишь дома, сложив руки? Почему не принёс мне в поле еды и что ты ел сам? — спросила она мужа.

— Ты права, — ответил он, поднявшись с места. — Я с твоей работой не справился.

И он попросил у жены прощения. Та привела в порядок всё в доме и в огороде, а муж помог ей накормить запертый в хлеву скот. Теперь он на неё не сердился.

На следующий день муж, как и прежде, отправился работать в поле, а жена принялась за домашнее хозяйство. С этого дня они стали помогать друг другу в работе. И так во взаимной любви и согласии прожили свою жизнь.
Современная притча
Жалоба садовода
В юридическом институте на лекции преподаватель предложил студентом разобраться с жалобой одной старушки на своего соседа по саду. Суть жалобы заключалась в том, что рядом с забором, разделяющим садовые участки, у соседа растёт яблоня. Некоторые её ветки свисают через забор на территорию старушки, которая жалуется на то, что когда созревшие яблоки падают, то прибивают тюльпаны, которые она выращивает как раз возле этого забора.

Среди студентов началась дискуссия. Одни утверждали, что поскольку яблоня принадлежит соседу, то он отвечает за яблоки, растущие на ней, и виноват в ущербе, причинённом старушке в виде помятых тюльпанов. В этом случае сосед должен возместить ей ущерб и сделать так, чтобы яблоки с его яблони не падали больше на соседский участок. Другие считали, что если яблоки висят над территорией, принадлежащей старушке, то они уже принадлежат ей. Она может их сама срывать и сама заботиться о том, чтобы они не портили клумбу. В этом случае сосед ей ничего не должен, а она сама должна решить свою проблему.

Спор длился долго, но к единому мнению студенты так и не пришли. Тогда они обратились к преподавателю с вопросом: «Как же правильно?».

Преподаватель посмотрел внимательно на аудиторию и сказал:

— Ваша общая ошибка в том, что вы приняли первоначальную жалобу старушки, как нечто незыблемое, как факт. А в вашей работе нужно всё подвергать сомнению. Неужели вы не знаете, что яблоки созревают осенью, а тюльпаны выращивают весной?!
Афганская притча
Дружба глупца равносильна дружбе врага
Один падишах держал для охоты белого сокола и очень его любил и берёг. Однажды сокол улетел и опустился на крышу дома некой старушки. Она тут же его поймала и стала разглядывать. Показалось ей, что клюв у сокола кривой, она и говорит:

— Ай, ай, бедняжка! Как же ты с таким клювом будешь зерно клевать?

Взяла она подходящий нож и подрезала клюв сверху. Подровняла снизу и сверху, полюбовалась на свою работу:

— Вот и хорошо, теперь ты сможешь клевать зерно.

Потом старуха посмотрела на лапки сокола, показались они ей очень когтистыми.

— Ох, несчастный! — сказала она. — Неужели никто в жизни не мог постричь тебе когти? Да и на ногах-то ты еле держишься из-за этих большущих когтей.

И старушка быстренько обрубила соколу когти. Она, бедняжка, любила его по-своему и старалась избавить от всех недостатков.

Узнал падишах, что сокол улетел и пропал, и отдал приказ, что того, кто найдёт сокола, ожидает щедрая награда. Стали люди разыскивать птицу, и нашли сокола в доме старушки. Вскоре падишаху доставили его любимую птицу, рассказали, как любит её старушка, как заботилась о ней, и в каком положении оказался из-за этого бедный охотничий сокол.

Посмотрел на своего сокола падишах и очень опечалился, но ничего не сказал. Только велел выпустить его на волю и объявил, что подобное может случиться со всяким, кто попадёт в руки невежественных людей.

Правильно говорят: одинаково скверно, когда враг умно подстроит вам неприятность и когда глупый друг вздумает услугу оказать.
Суфийская притча
Стань ювелиром
К Дун-Нуну пришёл юноша и заявил, что суфии — мошенники, и наговорил ещё многое в том же духе. Египтянин снял со своего пальца кольцо и подал его молодому человеку.

— Отнеси это кольцо базарным менялам и посмотри, удастся ли тебе получить за него хоть одну золотую монету, — сказал он.

Но на базаре никто не пожелал дать за камень больше одного серебреника.

Юноша принёс его обратно.

— Теперь отнеси это кольцо к настоящему ювелиру, — сказал Дун-Нун. — Посмотри, во что он оценит его.

Ювелир предложил за кольцо тысячу золотых монет.

Юноша был потрясён.

— Так вот, — сказал Дун-Нун, — твоё знание о суфиях столь же велико, как и знание базарных менял о драгоценных камнях. Если хочешь разбираться в драгоценностях, стань ювелиром.

Источник: Шах И. Путь суфиев
Афганская притча
Добрая примета
Один человек сказал своему слуге:

— Если увидишь где двух ворон, сидящих вместе, скажи мне об этом. Две вороны вместе — добрая примета!

Запомнил это слуга и пошёл ворон искать. Искал, искал и, наконец, нашёл. Прибежал к хозяину и говорит:

— Скорее бежим, о хозяин, я нашёл двух ворон!

Обрадовался хозяин, и побежали они — слуга впереди, а хозяин сзади. Прибежали на место и видят, что осталась только одна ворона, а вторая улетела.

Разозлился хозяин и избил своего слугу. Вернулись они домой, — хозяин впереди, а слуга сзади. И вдруг видят: хозяину прислали богатое подношение.

Сказал тогда слуга хозяину:

— Вот тебе и добрая примета! Я двух ворон увидел, а ты меня избил. Ты одну ворону увидал, а подарок всё равно получил. Чему верить?
Индийская притча
Кто такой философ
Некий человек, считающий себя философом, везде ходил и говорил:

— Я философ. Я философ. Я понял смысл жизни. Я постиг мудрость.

Ему встретился один человек, который ему сказал:

— А ты знаешь, настоящий философ — это тот, кто может выслушать любые поношения в свой адрес, любые оскорбления в свой адрес, и при этом не возмутиться.

Он говорит:

— Ну давай!

Тот начал его поносить:

— Ах ты, ублюдок, ах ты, негодяй! Ах, ты то, ты сё…

Тот слушал, слушал, в конце концов у говорящего иссяк весь запас бранных слов и всего остального, он замолчал, а тот посмотрел и сказал:

— Ну теперь ты понял, что я философ?

Человек ответил:

— Я бы поверил тебе, если бы ты этого не сказал.
Афганская притча
Бережливость
Шёл человек по дороге и наколол себе ногу гвоздём. Кровь льётся вовсю. А человек осмотрел рану и обрадовался:

— Слава Аллаху, сандалий на мне не было, а то что бы тогда с ними стало?!
Притча от Шалвы Амонашвили
Человек с саквояжем
Была сильная гроза с ливнем и градом. Трёхлетняя девочка сидела у окна и с ужасом смотрела на бушующую природу. Вдруг увидела: из переулка вышел человек с саквояжем в руках. Шёл он против ветра, града и ливня. Силы природы отбрасывают его назад, град бил по лицу. Но он упорствовал. Люди, укрывавшиеся в подъездах домов, звали его, но он их не слышал.

— Мама, мама! — закричала испуганная девочка. — Человек на улице!

Мама подошла к окну.

— Вот неразумный! — сказала она с усмешкой. — Хочет показать, какой он герой?

Подул ветер, и человек с саквояжем упал в бушующий поток.

— Мама! — вскрикнула испуганная девочка. — Он утонет… утонет… Надо спасти!..

Сердце девочки сжалось от боли.

— Видишь, что может произойти с глупым!.. Почему не хочет переждать в подъезде, как все… — наглядно объяснила мама дочке.

Человек с саквояжем с трудом выбрался из воды и вновь пошёл против ливня и ветра.

— Встал… Устоял… Идёт дальше! — порадовалась девочка и хлопнула в ладоши.

— Запомни, доченька, неразумного на каждом шагу ждёт беда! — наставляла мама.

— Он же спешит куда-то, разве не видишь? — сказала девочка с грустью.

— Поспешишь — людей насмешишь! — последовало мамино нравоучение.

Сердце девочки возмутилось.

— Мама, а если он врач и спешит к больной девочке, чтобы спасти ей жизнь… А если эта девочка — я?

Источник: Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи.
Армянская притча
Старуха и её невестки
У одной старухи было два сына и две невестки. Невестки плохо относились к свекрови и переселили её в подвал. Там она и стала жить.

Однажды старуха позвала к себе младшую невестку и сказала:

— Хоть ты и не любишь меня, но ты моя младшая невестка и я люблю тебя. У меня есть одна тайна, я открою её тебе, а ты храни её, никому не говори, даже своему мужу. Только тогда, когда я умру, и вы отметите сорок дней, ты можешь рассказать об этой тайне мужу. А умереть я должна скоро. Я спрятала под нашей черешней клад. После моей смерти выкопаешь его и возьмёшь себе.

Через несколько дней старуха позвала старшую невестку, поведала ей о том же кладе и взяла с неё ту же клятву. Младшая невестка взяла старуху свекровь к себе, одела, обула и стала ухаживать за ней.

Старшая невестка ссорилась с младшей и твердила, что это её долг — заботиться о свекрови.

Обе невестки, таясь друг от друга, оказывали внимание свекрови.

Спустя несколько лет свекровь умерла. Когда отметили сорок дней, младшая невестка и её муж ночью принялись копать под деревом. Старшая невестка увидела их, позвала своего мужа, и они тоже пошли туда.

— Знаю, почему вы тут копаете, свекровь говорила мне об этом.

— Ладно, молчи, что найдём — разделим поровну, — сказала младшая невестка.

Они принялись копать вместе и нашли рог буйвола, внутренняя полость которого была накрепко заделана. Когда его вскрыли, в нём оказался маленький узелок, а в узелке — другой узелочек, а в следующем — ещё… и наконец в десятом узелочке нашли записку: «Пусть этот рог вонзится в глаз того, кто плохо заботится о свекрови».
Даосская притча
Отстающие овцы
ТяньКайчжи однажды беседовал с правителем Чжоу, Вэй-гунем, и царь спросил его:

— Я слышал, ты учился у ЧжуШэня. Что ты узнал от него?

— Что я мог узнать от учителя? Я просто стоял с метлой у его ворот!

— Не уходи от ответа, — сказал правитель. — Я хочу знать, чему ты научился.

— Ну что ж, — отвечал ТяньКайчжи, — учитель сказал однажды так: «Умеющий взращивать жизнь подобен пастуху: присматривает за отстающими овцами и подгоняет их».

— Что это значит? — спросил царь.

— В царстве Лу жил человек по имени Дань Бао. Он обитал в глухом лесу, пил ключевую воду и ни с кем не делился своей добычей. Прожил он на свете семь десятков лет, а обликом был как младенец. На его беду ему однажды повстречался голодный тигр, который убил его и сожрал.

Жил там и Чжан И, который обитал в доме с высокими воротами и тонкими занавесями и принимал у себя всякого. Прожил он на свете сорок лет, напала на него лихорадка — и он умер.

Дань Бао пестовал в себе внутреннее, а тигр сожрал его внешнее. ЧжанИ заботился о внешнем, а болезнь сгубила его внутреннее. Они оба не восполняли то, что у них отставало.

Конфуций сказал так:

Не уходить, а быть неприметным,
не выступать вперёд, а быть на виду,
неколебимо стоять в середине. Кто усвоит эти три доблести, стяжает высшую славу.

Но перед опасной дорогой, на которой из десяти убивают одного, отцы и сыновья, старшие и младшие братья друг друга предостерегают и осмеливаются выступать лишь в сопровождении воинов и слуг. Не есть ли это знание об опасностях, подстерегающих человека? А не знать, что в предостережениях нуждаются и те, кто возлежит на циновках и предаётся чревоугодию, — это тоже большое заблуждение!

Источник: Форстейтер М. Даосские притчи
Армянская притча
Была бы голова…
Одного ударили по спине, он закричал:

— Ой, голова!

Его спросили:

— Ба! Тебя ударили по спине, а ты сказал, что заболела голова?

Человек ответил:

— Да, сказал. Была бы у меня голова, никто бы не бил меня по спине.
Современная притча
Ненапечатанные книги
Мастер утверждал, что малой части гигантских средств, направляемых на модернизацию вооружений, хватило бы для решения всех материальных проблем человечества.

Как и следовало ожидать, после лекции ученики спросили:

— Почему же люди так глупы?

— Потому что, — серьёзно ответил Мастер, — они научились читать напечатанные книги и совершенно забыли, как читать ненапечатанные.

— Приведи нам пример ненапечатанной книги.

Но Мастер ничего не ответил.

Однажды, уступив настойчивости учеников, Мастер сказал:

— Пение птиц, жужжание насекомых провозглашают Истину. Травы и цветы указывают Путь. Слушайте! Смотрите! Вот как нужно читать!

Источник: де Мелло Энтони. Одна минута мудрости
Притча от Ирины Мамиджанян
Оркестр
Пришёл как-то человек к своему духовному Учителю и спросил его:

— Я недавно прочёл у одного мудреца мысль о том, что все виноваты во всём. Скажи, Учитель, как это может быть? Ведь отдельный человек не виноват в том, что происходит где-то далеко от него, ну или даже у близких соседей.

Учитель, не долго думая, сказал:

— Представь себе, что люди — это большой оркестр. Все музыканты должны исполнять одну и ту же музыку. Каждый играет на своём инструменте. Оркестром руководит дирижёр. Он — главный, он знает порядок исполнения, он слышит каждого, он подаёт знаки. Когда музыкант слушает дирижёра и верно исполняет его указания, то музыка льётся гармонично, красиво и вызывает восторг и радость. Но если даже один из музыкантов сфальшивит, то вся музыка и весь оркестр пострадает только от одной его фальшивой ноты.
Армянская притча
Сабля и язык
Сабля неслась по воздуху, чтобы отрубить голову несчастному.

Увидев это, язык сказал:

— Опоздала ты… Я уже сделал это, да лучше тебя.
Греческая притча
Если
Царь Филипп, отец Александра Македонского, завоевал Грецию. Страна была раздроблена, и он завоёвывал область за областью, пока не завоёванной осталась только Лаконика. Однако силы Филиппа были на исходе, а спартанцы славились как лучшие воины.

Филипп решил попробовать овладеть Лаконикой без боя. Он отправил им пергамент с текстом: «Если вы мне покоритесь я сделаю вас правителями всех завоёванных земель, если нет — уничтожу ваш прекрасный город».

Вскоре пришёл ответ. На пергаменте было написано: «Если».
Даосская притча
Разговор с учителем
Однажды ученик спросил Учителя, почему у наставников учения о Вкусе Плода с Дерева Жизни (учения Шоу-Дао) так мало последователей.

— С чем это связано, Учитель, ведь мудрость Дороги Спокойствия (учения Шоу-Дао) дарует человеку счастье, долгую жизнь и уверенность в себе, от этого каждому человеку была бы польза? — удивлялся он.

— Люди не следуют Пути (учению Шоу-Дао), — отвечал Учитель, — потому что боятся сложного и всё упрощают; боятся цельного и всё разделяют; боятся мудрости и остаются при своём; боятся истории и создают свою; всего берут по кусочку; стремятся изменить, а не дополнить; охотнее избирают ложную дорогу, которая кажется кому сложнее, а кому легче; одно и то же понимают по-разному; хотят, не хотят или завидуют.

— Мне показалось, что я понял сказанное тобой, но что такое «хотят, не хотят»? — спросил ученик.

— Сильно желать, — отвечал Учитель, — так же вредно, как внутренне не желать, внешне вовлекаясь в поток. В обоих случаях мешают порывы души. Только Спокойный познает равномерно и надёжно, не забывая о гранях жизни.

— Я много слышал о гранях жизни, — сказал ученик, — но до сих пор не знаю, что это такое.

— Грани жизни, — улыбнулся Учитель, — это земля, дарующая пищу и кров, — символ материального благополучия; духовное благополучие — огонь, согревающий душу и тело; дерево — радости жизни; вода, открывающая путь к управлению временем и собой, и знак единения — воздух, объединяющий в себе всё со всем…

Так в разговоре с Учителем постигал ученик мудрость Шоу-Дао.

Источник: Медведев А., Медведева И. Легенды и притчи Шоу-Дао.
Христианская притча
На что жалуешься?
Одного грешника отлучили от церкви и запретили ему к ней даже приближаться.

Он с горечью обратился к Богу:

— Господи, меня не пускают в церковь, потому что я грешник.

— На что же ты жалуешься? — спросил его Бог.

— На то, что меня не пускают!

Источник: де Мелло Энтони. Молитва лягушки.
Притча от Надежды Нестеровой
Довольствуйся малым
В одном селении жил древний старик. Носил старик самую простую одежду и никогда не сидел без дела: то огород копал, то со скотиной возился, все время что-то мастерил. Было у старика три сына. Жили они в бедноте, но в мире и согласии. Сыновья во всём помогали отцу, но в глубине души имели они червоточину: мы молодые, трудимся, выполняем самую тяжёлую работу, а живём в такой бедности. Но отец, а они не могли ему перечить, учил их скромности, довольствоваться малым и видеть маленькие радости в обыденных вещах.

Пришёл час старика. Собрал он своих сыновей и раздал каждому по мешочку с золотыми монетами, которые, он, оказывается, копил для них, и начал опять учить их скромности и довольствию малым. Но сыновья, почувствовав, что отец умирает, вместо печали почувствовали чёрную злобу, которая зрела в их душе.

Похоронили сыновья отца и отправились «за приключениями».

— Что мы видели в жизни, кроме тяжёлого труда, — рассуждали сыновья.

Каждый отправился своей дорогой.

На одного напали разбойники в лесу, истекая кровью, он вспомнил слова отца: «Довольствуйся малым, сынок, береги то, что у тебя есть, для доброго дела».

Второй сын спился в кабаках, умирая, он тоже вспомнил слова отца: «Довольствуйся малым, сынок, береги, то что у тебя есть, для доброго дела».

Младший сын пристрастился к играм и проиграл всё, что у него было. Умирая от голода и холода, он тоже вспомнил слова отца: «Довольствуйся малым, сынок, береги то, что у тебя есть для доброго дела».
Дзэнская притча
Два меча
Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь.

Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.

Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассечёнными на две части. Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.

Источник: сайт Притчи.ру
Хасидская притча
Исполнение желаний
БаалШемТова спрашивали порой, почему благочестивые люди зачастую беднее тех, кто никогда не молится? В ответ он рассказал притчу:

— Захотел царь вознаградить своих верных слуг и сказал, что исполнит желание каждого. Одни попросили богатства, другие — почестей, — и всё это им было дано. А самый верный слуга сказал: «Моё желание — чтобы мне позволили разговаривать с ним три раза в день». Мы, верующие, — заключил БаалШемТов, — предпочитаем богатству и почестям, возможность приблизиться к Богу три раза в день во время молитвы. — Он исполнил наше желание.
Суфийская притча
Растение
У входа в дом Абдул КадираГилани однажды был выставлен горшок с цветком. Тут же была надпись: «Понюхай и скажи, что это». Каждому вошедшему предлагались письменные принадлежности с просьбой написать ответ на эту задачу, если он пожелает.

В конце дня Абдул Кадир подал коробку с ответами одному из учеников. Он сказал:

— Ответившие «роза» могут остаться, если пожелают, чтобы продолжить обучение. Те же, кто не написал ничего или что-либо ещё, кроме «роза», могут быть свободны.

Кто-то спросил:

— Разве необходимо прибегать к поверхностным приёмам, чтобы оценить пригодность к ученичеству?

Великий Учитель ответил:

— Мне известны ответы, но я хочу показать всем остальным, что поверхностные проявления обнаруживают внутреннюю природу.

И он передал собравшимся список. В нём содержались имена всех, кто написал «роза», хотя он и не видел их ответов.

Источник: Шах И. Путь суфиев.
Поделиться!
Подпишитесь на обновление!