Подписка на новости
Подписавшись, Вы получаете доступ ко всем ресурсам: мы будем предупреждать Вас о дате начала курсов, путешествий и других мероприятий.

духовные задачи на каждый день

Автор: Кришнамурти Джидду

Духовные задачи
/часть 5/
Интеллект, слова, обусловленность


Духовные задачи на каждый день
Ум, богатый невинностью
Истина, реальный Бог - реальный Бог, а не Бог, сотворенный человеком - не хочет ума разрушенного, мелкого, пустого, узкого, ограниченного. Ей нужен ум здоровый, чтобы воспринимать его; ей нужен ум богатый - богатый не знанием, а невинностью, ум, на котором опыт никогда не оставлял своих царапин, ум, свободный от времени. Боги, которых вы изобрели для своего удобства, признают пытку, они признают ум, который который делается тупым. Но реальное этого не хочет; оно тотального, цельного человеческого существа, чье сердце наполнено, богато, чисто, способно к интенсивному чувству, способно видеть красоту дерева, улыбку ребенка и агонию женщины, которая никогда не ела досыта.
Вам придется обрести это экстраординарное чувство, эту чувствительность ко всему: к животному, к кошке, карабкающейся по стене, к убогости, к грязи, к мерзости человеческих существ, пребывающих в нищете, в отчаянии.Вам придется быть чувствительными, то есть чувствовать интенсивно, не в каком-то направлении, и это не эмоция, которая появляется и исчезает, это значит чувствовать своими нервами, своими глазами, своим телом, своими ушами, своим голосом. Вам придется быть чувствительными полностью и постоянно. Пока у вас нет такой полноты чувствительности, нет и интеллекта. Интеллект приходит с чувствительностью и наблюдением.
Духовные задачи на каждый день
Какую роль играет в жизни эмоция?
Как появляются эмоции? Да очень просто. Они появляются благодаря стимулам, благодаря нервам. Вы тыкаете в меня булавкой, и я подпрыгиваю; вы мне льстите, и я польщен; вы меня оскорбляете, и мне это не нравится. Благодаря нашим чувствам - вот как появляются эмоции. Большинство из нас функционируют благодаря эмоции удовольствия, это очевидно. Вам нравится, когда в вас узнают индуса. Далее, вы принадлежите к какой-то группе, общине, общине, традиции, какой бы древней она ни была, и вам это нравится: Гита, Упанишады, древние традиции, высокие горы. А мусульманину нравится свое, и так далее. Наши эмоции появляются благодаря стимулам, благодаря окружению и всему такому. Это же вполне очевидно.
какую роль играет в жизни эмоция? Является ли эмоция жизнью? Вы понимаете? Является ли удовольствие любовью? Является ли желание любовью? Если эмоция является любовью, есть нечто, все время меняющееся. Верно? Разве вам это все неизвестно?
Поэтому надо осознавать, что эмоции, сантименты, энтузиазм, ощущение, что ты хороший, и все такое - не имеют ничего общего с настоящей привязанностью, состраданием. Любые сантименты, эмоции имеют дело с мыслью и, стало быть, ведут к удовольствию и боли. Любовь не знает боли, скорби, потому что не является результатом удовольствия или желания.
Духовные задачи на каждый день
Чувствовать разум
Самое первое, что надо сделать - если я вправе это предложить, - это выяснить, почему вы мыслите определенным образом, и почему вы чувствуете определенным образом. Не пытайтесь этого изменить, не пытайтесь анализировать свои мысли и эмоции, а просто осознавайте, почему вы мыслите в определенном русле и каким мотивом руководствуетесь в своих действиях. Хотя вы можете обнаружить этот мотив в ходе анализа, хотя можете что-то выяснить благодаря анализу, это будет нереальным; оно будет реальным только когда у вас будет интенсивная осведомленность в момент зарождения вашей мысли и эмоции; тогда вы увидите их исключительную тонкость, их изящную утонченность. Пока в вас звучит "я должен" и "я не должен", под таким грузом вы никогда не обнаружите быстрого блуждания мысли и чувства. Я уверен: вас воспитали в школе, где звучит "я должен" и "я не должен", стало быть, вы разрушили мысль и чувство. Вас связывают и стреноживают системы, методы, наставники. Поэтому отбросьте все эти "я должен" и "я не должен". Это не значит, что появится распущенность, но получите осведомленность об уме, непрестанно твердящем: "я должен", "я не должен". Тогда, подобно распускающему утром цветку, появляется, функционирует, приносит постижение разум.
Духовные задачи на каждый день
Интеллект против разума
Тренировка интеллекта не приводит к разуму. Разум появляется, когда действуешь в совершенной гармонии, как интеллектуально, так и эмоционально. Есть огромное различие между интеллектом и разумом. Интеллект - это всего лишь мысль, функционирующая независимо от эмоции. Когда интеллект, независимый от эмоции, тренируется в каком-нибудь направлении, можно развить большой интеллект, но не разум, потому что разум имеет врожденную способность чувствовать, так же как и рассуждать; в разуме одинаково - наглядно и гармонично - представлены обе способности. Если вы вносите свои эмоции в бизнес, вы говорите, что бизнес не может хорошо управляться или быть честным. Таким образом, вы делите свой ум на отделы; в одном отделе вы держите свой религиозный интерес, в другом свои эмоции, а в третьем свой бизнес, не имеющий ничего общего с вашей интеллектуальной и эмоциональной жизнью. Ваш деловой ум обращается с жизнью лишь как со средством добывать деньги, чтобы жить. Так продолжается это хаотическое существование, это разделение вашей жизни. Если бы вы по-настоящему использовали в бизнесе свой разум, то есть, если бы ваши эмоции и ваша мысль действовали гармонично, ваш бизнес мог бы провалиться. Так, вероятно и случилось бы. И вы, наверное, позволили бы ему провалиться, когда реально почувствовали бы абсурдность, жестокость и эксплуатацию, свойственные такому образу жизни.
Пока вы не будете по-настоящему относиться ко всей жизни с позиции своего разума вместо своего интеллекта, ни одна система в мире не спасет человека от бесконечного труда ради хлеба.
Духовные задачи на каждый день
Сантименты и эмоции порождают жестокость
Можно убедиться, что ни эмоции, ни сантименты совсем не имеют места, когда дело касается любви. Сентиментальность и эмоции - просто реакция "нравится - не нравится". Вы мне нравитесь, и я испытываю жуткий энтузиазм в связи с вами; мне нравится это место, о, оно премилое, и все такое, что подразумевает, что мне не нравится другое место, и так далее. Таким образом, сантименты и эмоции порождают жестокость.
Вы когда-нибудь смотрели на них? Отождествление с тряпкой под названием национальный флаг - это эмоциональный и сентиментальный фактор; за этот фактор вы готовы убивать других - и это называется любовью к своей стране, любовью к соседу?... Можно убедиться: когда встревают сантименты и эмоции, любви нет. Именно эмоции и сантименты порождают жестокость в духе "нравится - не нравится". И можно убедиться: когда есть ревность, любви, очевидно, нет. Я вам завидую, потому у вас лучшее положение, лучшая работа, лучший дом, вы выглядите более красивым, более интеллектуальным, более пробужденным, и я вас ревную. Я этого, конечно, не говорю, но я с вами соревнуюсь, что и является формой ревности, зависти. Поэтому зависть и ревность - не любовь, и я их стираю; я не распространяюсь о том, как их стереть, в то же время пестуя свою зависть, а по-настоящему их стираю; как дождь смывает с листа пыль многих дней, так и я их смываю.
Духовные задачи на каждый день
Мы должны умереть для всех своих эмоций
Что мы имеем в виду под эмоцией? Идет ли речь об ощущении, реакции, отклике чувств? Ненависть, преданностьчувство любви или симпатии к другому - все это эмоции. Одни, такие как любовь и симпатию, мы называем положительными, тогда как другие, такие как ненависть - отрицательными, и хотим избавиться от них. Есть ли любовь противоположность ненависти? И является ли любовь эмоцией, ощущением, чувством, которое продляется благодаря памяти?
Итак, что мы подразумеваем под любовью? Конечно, любовь - не память. Это нам очень трудно понять, потому что для большинства из нас любовь - это память. Когда вы говорите, что любите свою жену или своего мужа, что вы имеете в виду?Любите ли вы то, что приносит вам удовольствие? Любите ли вы то, с чем отождествляетесь и что осознаете принадлежащим вам? Пожалуйста, таковы факты; я ничего не придумываю, поэтому не выглядите так, как будто это вас ужасает.
Мы любим или думаем, что любим, именно образ, символ "моя жена" или "мой муж", а не живого человека. Я вовсе не знаю своей жены или своего мужа, и никогда не узнаю этого человека, пока знание означает осознание. Ибо осознание основано на памяти - памяти об удовольствии или боли, памяти о том, ради чего я жил, агонизировал, о том, чем я влядею и к чему привязан. Как я могу любить, если полнюсь страхом, скорбью, одиночеством, тенью отчаяния? Как может любить амбициозный человек? А мы все очень амбициозны, какими бы уважаемыми ни были.
Поэтому, чтобы выяснить, что такое любовь, мы должны умереть для прошлого, для всех своих эмоций, хороших или плохих - умереть без усилий, как для чего-то ядовитого, потому что мы его понимаем
Духовные задачи на каждый день
Надо иметь большие чувства
В современном мире, в котором так много проблем, можно потерять большое чувство. Я имею в виду под этим словом чувство, не сантименты, не эмоциональность, не просто возбуждение, а качество восприятия, качество слышания, слушания, качество чувствования, птицу, поющую на дереве, движение листа на солнце. Чувствовать вещи вполне, глубоко, проникновенно очень трудно для большинства из нас, потому что у нас так много проблем.Чего бы мы, казалось, ни коснемся, это превращается в проблему. И, очевидно, нет конца проблемам человека, и он кажется абсолютно неспособным из разрешить, потому что чем дольше существуют проблемы, тем сильнее мельчают чувства. Под "чувством" я имею в виду способность замечать кривизну ветки, убогость, грязь на дороге, чувствительность к горю другого, состояние экстаза при виде рассвета. Это не сантименты, не простые эмоции. Эмоции и сантименты, или сентиментальность, превращаются в жестокость, они могут использоваться обществом, и когда есть сантименты, чувственность, человек становится рабом общества. Но у него должны быть большие чувства. Чувство красоты, чувство слова, молчание между двумя словами, чистое слушание звука - все это порождает чувство. Сильные чувства должны быть, ибо только чувства делают ум высокочувствительным.
Духовные задачи на каждый день
Наблюдение без мысли
Нет чувства без мысли, а за мыслью стоит удовольствие, поэтому они всегда вместе: удовольствие, слово, мысль, чувство; они нераздельны. Наблюдение без мысли, без чувства, без слова есть энергия. Энергия рассеивается словом, ассоциацией, мыслью, удовольствием и временем, поэтому не остается энергии на смотрение.
Духовные задачи на каждый день
Тотальность чувства
Что такое чувство? Чувство подобно мысли. Чувство - это ощущение. Я вижу цветок и отзываюсь на этот цветок; он мне нравится или не нравится. Нравится - не нравится диктуется моей мыслью, а мысль - это отклик фона памяти. Поэтому я говорю: "Мне нравится этот цветок", или "мне не нравится этот цветок", или "мне нравится это чувство", или "мне не нравится это чувство".... А связана ли любовь с чувством? Очевидно, чувство - это ощущение, ощущение "нравится - не нравится", хорошего или плохого, хорошего вкуса и всего подобного. Связано ли это чувство с любовью?... Наблюдали ли вы за своей улицей, наблюдали ли за тем, как вы живете у себя дома, как вы сидите, как говорите? И замечали ли всех своих святых, которым поклоняетесь? Для них страсть - это секс, поэтому они отвергают страсть, поэтому они отвергают красоту - отвергают в смысле отставляют в сторону. Итак, ощущение побуждает вас отбрасывать любовь, потому что вы говорите: Ощущение сделает меня пленником, я стану рабом секса - желания; поэтому я должен его отрезать. Тем самым, вы делаете из секса безмерную проблему... Когда же вы вполне, а не частично, поймете чувство, когда по-настоящему поймете тотальность чувства, тогда вы узнаете, что такое любовь. Когда вы сможете увидеть красоту дерева, когда вы сможете увидеть красоту улыбки, когда вы сможете увидеть солнце, садящееся за стенами города - увидеть тотально, - тогда вы узнаете, что такое любовь.
Духовные задачи на каждый день
Если вы не называете это чувство
Когда вы отслеживаете чувство, это чувство приходит к концу. Но даже если чувство приходит к концу, если есть наблюдатель, зритель, цензор, мыслитель, отдельный от чувства, то все еще остается противоречие. Поэтому очень важно понять, как мы смотрим на чувство. Возьмем, например, очень общее чувство: ревность. Нам известно, что значит быть ревнивым. А как вы смотрите на свою ревность? Когда вы смотрите на это чувство, вы наблюдатель ревности как чего-то отдельного от вас. Вы пытаетесь смягчить ревность, видоизменить ее или пытаетесь объяснить, почему вы правы, испытывая ревность, и так далее, и тому подобное. Таким образом, налицо существо, цензор, сущность, отдельная от ревности, которая ее наблюдает. На мгновение ревность может исчезнуть, но она снова возвращается; она возвращается, потому что вы не видите по-настоящему, что ревность - часть вас.
О чем я толкую, так это о том, что как только вы придаете тому чувству название, ярлык, вы вводите его в орбиту старого; а старое - это наблюдатель, отдельная сущность, состоящая из слов, идей, мнений о том, что верно и что неверно... Если же вы не называете это чувство - что требует всесторонней осведомленности, большого объема немедленного понимания, - то обнаружите, что нет никакого наблюдателя, никакого мыслителя, никакого центра, из которого вы судите, и что вы неотделимы от чувства. Нет никакого "вас", который это чувствует.
Духовные задачи на каждый день
Эмоции никуда не ведут
Руководствуетесь ли вы своими эмоциями или своим интеллектом, они ведут к отчаянию, потому что никуда не ведут. Но вы уясняете, что любовь - не удовольствие, любовь - не желание.
Вы ведь знаете, что такое удовольствие? Когда вы смотрите на что-нибудь или когда у вас есть какое-нибудь чувство, то думать об этом чувстве, постоянно задерживаться на этом чувстве доставляет вам удовольствие, и вы хотите этого удовольствия, и вы снова и снова повторяете это удовольствие. Когда человек очень амбициозен или почти не амбициозен, это доставляет ему удовольствие. Когда человек ищет власти, положения, престижа ради страны, ради идеи и всего такого, это доставляет ему удовольствие. У него нет никакой любви, поэтому он приносит зло в мир. Он приносит войну внутрь и вовне. Поэтому надо уяснить, что эмоции, сантименты, энтузиазм, чувство, что ты хороший, и все прочее, не имеют ничего общего с настоящей привязанностью, состраданием. Любые сантименты, эмоции имеют дело с мыслью и, стало быть, ведут к удовольствию и боли. Любовь не знает ни боли, ни скорби, потому что она не результат удовольствия или желания.
Духовные задачи на каждый день
Память отвергает любовь
Можно ли любить, не размышляя? Что вы имеете в виду под размышлением? Размышление - это отклик памяти о боли или удовольствии. Нет размышления без остатка, который оставляет неполный опыт. Любовь отличается от эмоции и чувства. Любовь нельзя вместить в поле мысли, тогда как чувство и эмоцию можно. Любовь - это пламя без дыма, всегда свежее, творческое, радостное. Такая любовь опасна для общества, для отношений. Таким образом, любовь внедряется, изменяет их, ведет, легализует, отводит от них опасность, и тогда с ними можно жить. Разве вы не знаете, что, если кого-то любишь, то любишь все человечество? Разве вы не знаете, как опасно любить человека? Тогда нет барьеров, нет национальности; тогда нет жажды власти и высокого положения, и все обретает свою ценность. Такой человек опасен для общества. Для существования любви процесс памяти должен прийти к концу. Память возникает только когда опыт понят не полностью, не окончательно. Память - лишь остаток опыта; это результат вызова, не вполне осмысленного. Жизнь - это процесс вызова и отклика. Вызов всегда новый, а отклик вечно прежний. Этот отклик, который есть обусловливание, результат прошлого, должно понять и перестать контролировать, или осуждать. Иными словами, надо жить каждый день по-новому, полностью и целиком. Жизнь целиком возможна только когда есть любовь, когда ваше сердце наполнено - не словами и тем, что от ума. Только когда есть любовь, память прекращается; тогда любое движение - это возрождение.
Духовные задачи на каждый день
Не называйте чувство
Что происходит, когда вы ничего не называете? Вы смотрите на эмоцию, на ощущение более непосредственно и, стало быть, устанавливаете с ним совсем иные отношения, так же, как и с цветком, когда не называете его. Вы вынуждаетесь смотреть на него по-новому. Когда вы не называете группу людей, вам приходится смотреть на каждое отдельное лицо, а не обращаться со всеми как с массой. Поэтому вы гораздо более бдительны, гораздо более наблюдательны, больше понимаете; у вас есть глубокое чувство жалости, любви; но, если вы обращаетесь со всеми как с массой, оно исчезает. Если вы не клеите ярлыков, вам приходится воспринимать каждое чувство по мере его возникновения. А когда вы клеите ярлыки, разве чувство отличается от ярлыка? Или разве ярлык пробуждает чувство?... Если вы не называете чувство, то есть, если мысль не приводится в действие простыми словами или если вы не мыслите в терминах слов, образов или символов, как делают большинство из нас - тогда что происходит? Конечно, ум тогда не просто наблюдатель. Когда ум не мыслит в терминах слов, символов, образов, то нет мыслителя, отдельного от мысли, которая есть слово. Тогда ум спокоен, не так ли? Его не заставили успокоится, он сам спокоен.Когда ум действительно спокоен, то с возникающими чувствами можно иметь дело сразу. Только когда мы даем название чувствам, тем самым укрепляя их, чувства получают продление; они запасаются в центре, из которого мы клеим следующие ярлыки, чтобы их укрепить или передать другому.
Духовные задачи на каждый день
Побудьте с каким-нибудь чувством и посмотрите, что получится
Вы никогда не сохраняете никакое чувство, чистое и простое, а всегда захламляете его словесной шелухой. Слово его искажает; мысль, вихрясь вокруг него, отбрасывает его в тень, одолевает его горами страхов и страстных желаний. Вы никогда не сохраняете чувство и вообще ничего: ненависть или странное чувство красоты. Когда возникает чувство ненависти, вы говорите: как это плохо; налицо принуждение, борьба за его преодоление, мысленная неразбериха в связи с ним.
Попытайтесь сохранить чувство ненависти, чувство зависти, ревности, яд амбиций; ведь, в конце концов, именно с ними вы имеете дело в повседневности, хотя и можете хотеть жить с любовью или со словом "любовь". Поскольку у вас есть чувство ненависти, желание ранить кого-нибудь жестом или колким словом, посмотрите: сможете ли вы побыть с этим чувством. Можете? А вы когда-нибудь пытались? Попытайтесь побыть с каким-нибудь чувством и посмотрите, что получится. Вы изумитесь, обнаружив, что это трудно. Ваш ум не оставит это чувство в покое, он без конца встревает со своими воспоминаниями, своими ассоциациями, своими "делай - не делай", своей нескончаемой трескотней. Подберите кусок скорлупы. Можете ли вы вглядеться в него, подивиться его утонченной красоте, не говоря, какой он прелестный или какое животное его создало? Можете ли вы вглядеться без вмешательства ума? Можете ли жить чувством, стоящим за словом, без чувства, выстраиваемого словом? Если можете, то обнаружите нечто экстраординарное, движение вне времени, весну, не знающую лета.
Духовные задачи на каждый день
Понимать слова
Не знаю, продумывали ли вы когда-нибудь весь этот процесс вербализации, присвоения названия, вдавались ли в него. Если вы делали, то это нечто самое удивительное, очень стимулирующее и интересное. Когда вы даете название чему-то, то мы переживаем, видим или чувствуем, слово становится чрезвычайно значительным, а ведь слово - это время. Время - это пространство, а слово - его центр. Любое мышление - это вербализация; вы думаете словами. А может ли ум быть свободным от слова? Не говорите: "Как мне освободиться?". Это не имеет смысла. Но задайте этот вопрос себе и увидите, насколько раболепно вы относитесь к словам, таким как "Индия, Гита, коммунизм, христианин, русский, американец, англичанин, каста низшая по отношению к вам и каста высшая". Слово "любовь", слово "Бог", слово "медитация" - какое исключительное значение мы придаем этим словам, как раболепно к ним относимся.
Духовные задачи на каждый день
Память застит восприятие
Вы размышляете или по-настоящему переживаете то, о чем мы говорим? Вы ведь знаете, что такое религиозный ум, так? Из того, что вы сказали, видно: вы не знаете, что это такое; у вас может быть лишь мимолетное видение, проблеск его, так же как вы видите чистое, прекрасное голубое небо в разрывах облаков. Но в тот момент, когда вы увидели голубое небо, оно запечатлевается у вас в памяти, вы хотите его все больше и, потому, теряетесь в нем; чем больше вы хотите, чтобы это слово сохранило его как опыт, тем больше вы в нем теряетесь.
Духовные задачи на каждый день
Слова создают ограничения
Бывает ли мышление без слов? Когда ум не перегружен словами, тогда мышление уже не мышление в нашем понимании, а деятельность без слов, без символов; поэтому у него нет границ, а ведь слова - это границы.
Слово создает ограничение, кордон. А у ума, не функционирующего при помощи слов, нет ограничений; у него нет границ; он не связан... Возьмите слово "любовь" и посмотрите, что оно пробуждает в вас, понаблюдайте за собой; как только я произношу это слово, вы начинаете улыбаться и оживляетесь, чувствуете. Слово "любовь" побуждает всевозможные идеи, всевозможные разделения, такие как плотский, духовный, мирской, бесконечный и все такое. Но выясните, что такое любовь. Безусловно: чтобы выяснить, что такое любовь, ум должен быть свободным от этого слова и от значения этого слова.
Духовные задачи на каждый день
За пределами слов
Думаю, чтобы понимать друг друга, нам не надо путаться в словах, ведь такое слово, как "Бог", например, может нести один смысл для вас, а для меня представлять совершенно иную трактовку или не представлять вообще никакой трактовки. Поэтому нам почти невозможно общаться, если мы оба не проявим намерение понимать и выйти за пределы простых слов. слово "свобода", обычно подразумевает свободу от жадности, от зависти, от национализма, от гнева, от того или другого. Тогда как свобода может иметь совершенно другой смысл, а именно ощущение свободы, и, думаю, очень важно понять этот смысл.
В конце концов ум состоит из слов, кроме всего прочего. Так вот: может ли ум быть свободным от слова "зависть"? Поэкспериментируйте с этим и увидите, что такие слова, как "Бог", истина, ненависть, зависть", оказывают глубокое влияние на ум. А может ли ум быть в психологическом и неврологическом отношении свободным от этих слов? Если он от них не свободен, он не способен лицезреть факт "зависти". Когда ум может смотреть прямо на факт, который называет "завистью", тогда сам этот факт действует гораздо быстрее, чем стремление ума что-то сделать в связи с этим фактом. Постольку, поскольку ум думает о том, чтобы избавиться от зависти посредством идеала не-зависти и т.д., он отвлечен, он не лицезрит этот факт, ведь само слово "зависть" отвлекает внимание от этого факта. Процесс осознания проходит при помощи слов, и в тот момент, когда я осознаю чувство при помощи слова, я наделяю это чувство непрерывностью.
Духовные задачи на каждый день
Экстраординарное зрение
Поэтому мы и спрашиваем с самого начала: может ли ум открыться для такого экстраординарного зрения, причем не с периферии, извне, из-за кардона, а открыться для него без всякого поиска? Ведь открыться для него без поиска - единственный способ его обрести. Ведь открыться для него, не зная того, предполагает отсутствие усилия, отсутствие поиска, отсутствие опыта; налицо тотальное отрицание всех нормальных способов открыться этому центру, этому цветению. Поэтому ум очень острый, очень пробужденный и больше не зависит ни от какого опыта, чтобы оставаться пробужденным.
Когда спрашиваешь себя, можно спрашивать словами; у большинства людей это, конечно, происходит при помощи слов. И надо сознавать, что слово - не вещь, так же как слово "дерево" - не дерево, не действительный факт. Действительный факт налицо, когда его касаешься, не через слово, а когда действительно вступаешь с ним в контакт. Тогда налицо действительность - то есть слово потеряло свою способность гипнотизировать людей. Например, слово "Бог" такое веское, такое гипнотизирующее, что люди его принимают или отвергают, действуя как белка в клетке! Поэтому слово и символ следует отставить в сторону.
Духовные задачи на каждый день
Восприятие истины происходит мгновенно
Вербальное состояние тщательно выстраивалось столетиями в отношениях между индивидуумом и обществом, поэтому слово, вербальное состояние - это общественное состояние, так же как и индивидуальное состояние. Чтобы общаться, как мы это делаем, мне нужна память, мне нужны слова, я должен знать английский язык, и вы должны знать английский язык; он употребляется столетиями за столетиями. Слово развивается не только в общественных отношениях, но и как реакция на индивидуума в этих общественных отношениях; слово необходимо.
Вопрос вот в чем: Выстраивание символического, вербального состояния проходило так долго, столетиями за столетиями, и можно ли устранить его немедленно?... Собираемся ли мы в ходе времени избавиться от вербального заточения ума? которое выстраивалось столетиями? Или же следует вырваться из него немедленно? Ну, вы можете заявить: На это нужно время, я не могу сделать это немедленно. Это значит, у вас должно быть много дней, это подразумевает непрерывность того, что есть, хотя процесс изменяется, пока вы не достигнете стадии, когда двигаться будет уже не надо. Вы можете это делать? Поскольку мы боимся, мы ленивы, мы бездеятельны, то говорим: "Зачем обо всем этом беспокоиться?" или "Я не знаю, что делать", - и так вы все откладываете, откладываете, откладываете. Но вам придется увидеть истину этой непрерывности и изменения этого слова. Восприятие истины чего-либо происходит мгновенно, а не в ходе времени. Может ли ум вырваться немедленно, в самый момент вопроса? Может ли ум увидеть барьер слова, уловить значение слова в мгновение ока и оставаться в этом состоянии, уже не будучи уловлен временем? Вы должны были испытывать это, - хотя такое бывает очень редко у большинства из нас.
Духовные задачи на каждый день
Тонкая истина
У вас произошла вспышка понимания, необычайно быстрое прозрение, когда ум очень спокоен, когда мысль отсутствует, когда ум не перегружен собственным шумом. А ведь понимание чего-нибудь - современной картины, ребенка, вашей жены, вашего соседа или понимание истины, которая есть во всем - может прийти только когда ум очень спокоен. Но такое спокойствие нельзя культивировать, потому что если вы культивируете спокойный ум, это не спокойный ум, а мертвый ум.
Чем больше вы в чем-нибудь заинтересованы, тем сильнее ваше намерение понять, тем проще, яснее и свободнее ум. Тогда вербализация прекращается. В конце концов, мысль - это слово, и встревает именно слово. Именно экран слов, который есть память, встревает между вызовом и откликом. Именно слово, отзывающееся на вызов, мы называем мышлением. А ум, который погружен в болтовню, который вербализует, не способен уловить истины - истины в отношениях, не абстрактную истину. Абстрактной истины нет. Но истина почти неуловима. Именно неуловимость трудно отследить. Она не абстрактна. Она брезжит так быстро, так смутно, ум не может ее удержать. Как вор в ночи, она появляется скрытно, не тогда, когда вы готовы ее принять. Ваш прием - всего лишь приглашение жадности. Итак, ум, уловленный сетью слов, не может понять истины.
Духовные задачи на каждый день
Любая мысль частична
Вы и я осознаем, что мы обусловлены. Если вы говорите, как делают некоторые, что обусловленность неизбежна, тогда нет никакой проблемы; вы - раб, и дело с концом. Если же вы начинаете спрашивать себя, а возможно ли вообще вырваться из этого ограничения, этой обусловленности, тогда появляется проблема, и вам придется вникнуть в весь процесс мышления, не так ли? Если вы просто скажете: Я должен знать о своей обусловленности, я должен думать о ней, анализировать ее, чтобы ее понять и разрушить, - тогда вы применяете силу. Ваше мышление, ваш анализ - все еще результат вашего состояния, поэтому при помощи своего мышления вы, очевидно, не сможете вырваться из обусловленности, частью которой оно является.
Сначала просто взгляните на проблему; не спрашивайте, каков ответ, решение. Факт заключается в том, что мы обусловлены и что любая мысль о том, чтобы понять эту обусловленность, всегда будет частичной; стало быть тотального постижения никогда не бывает, а между тем, только в тотальном постижении всего процесса мышления есть свобода. Трудность в том, что мы всегда функционируем в поле ума, который есть инструмент мысли, разумной или неразумной; а, как мы видели, мысль всегда частична.
Духовные задачи на каждый день
Свобода от "я"
Чтобы освободить ум от всякой обусловленности, вы должны видеть ее тотальность, не думая. В этом нет загадки; поэкспериментируйте и увидите. Вы когда-нибудь видите что-нибудь, не думая? Вы когда-нибудь слушали, смотрели, не привнося всего процесса реакции? Вы скажете, что видеть, не думая, невозможно; вы скажете: ум не может быть необусловленным. Когда вы так говорите, вы уже заблокировали себя мыслью, ибо факт в том, что вы не знаете.
Итак, могу ли я смотреть, способен ли ум знать о своей обусловленности? Думаю, да. Пожалуйста, поэкспериментируйте. Можете ли вы знать, что вы индуист, социалист, коммунист, то или это, просто знать, не говоря: это правильно или неправильно? Поскольку это так трудно - просто видеть, мы говорим, что это невозможно. А я говорю: только когда вы знаете о тотальности своего существа, не давая никакой реакции, обусловленность исчезает, целиком, вполне, - а это и есть настоящая свобода от "я".
Духовные задачи на каждый день
Знание может сжигать все проблемы
Всякое мышление, очевидно, обусловлено, не существует так называемого свободного мышления. Мышление не может быть свободным, оно - результат нашей обусловленности, нашего происхождения, нашей культуры, нашего климата, нашего общественного, экономического, политического окружения. Книги, которые вы читаете, и практики, которые вы исполняете, все они объясняются нашим происхождением, и любое мышление должно быть результатом этого происхождения. Поэтому, если мы сможем знать - а мы можем сейчас вникнуть в то, что это значит, что это такое: знать, - мы, наверное, окажемся способны порвать обусловленность ума, не применяя процесса воли, не применяя решимости порвать обусловленность ума. Ведь в тот момент, когда вы проявляете решимость, появляется сущность, которая желает, сущность, которая говорит: Я должна порвать обусловленность своего ума. Сама эта сущность является итогом нашего желания добиться определенного результата, поэтому конфликт уже налицо. Поэтому можно знать о своей обусловленности, просто знать - и в этом нет никакого конфликта. Само это знание, если позволить ему быть, может сжигать проблемы.
Духовные задачи на каждый день
Нет никакой благородной или лучшей обусловленности
Не активизирует ли тяга ума освободиться от своей обусловленности другой образ сопротивления и обусловленности? Уяснив тот образ, или шаблон, по которому вас вырастили, вы хотите освободиться от него, но разве это желание освободиться не обусловливает ум снова, по-другому? Старый образ настаивает, чтобы вы подчинялись авторитету, а сейчас развиваете новый, который диктует не подчиняться; таким образом, у вас два образа, конфликтующих между собой. Постольку поскольку сохраняется это внутреннее противоречие, налицо обусловленность.
Имеется тяга подчиняться и тяга освободиться. Какими бы несходными обе тяги ни казались, разве они не являются фундаментально сходными? А если они фундаментально сходны, ваш поиск свободы напрасен, ибо вы лишь переходите от одного образа к другому, и так без конца? Нет никакой благородной или лучшей обусловленности, именно это желание придется осознать.
Духовные задачи на каждый день
Свобода от обусловленности
Желание освободиться от обусловленности лишь длит обусловленность. Но если, вместо того чтобы пытаться подавить желание, осознать весь процесс желания, то самое это осознание приведет к свободе от обусловленности. Свобода от обусловленности - не прямой результат. Понимаете? Если я сознательно поставлю себе освободиться от своей обусловленности, это желание создает собственную обусловленность. Я могу разрушить одну форму обусловленности, но попасться в другую. Если же есть понимание самого желания, которое включает желание освободиться, то само это понимание разрушает всякую обусловленность. Свобода от обусловленности - вторичный продукт; она не важна. Важно понимать, что именно создает обусловленность.
Духовные задачи на каждый день
Простое осознание
Безусловно, любой вид накопления, либо знания, либо опыта, любой вид идеала, любая проекция ума, всякая решительная практика с целью оформить ум - каким он должен быть, а каким не должен, - все это, очевидно, нарушает процесс исследования и открытия.
Поэтому, думаю, наше изучение должно направляться не на разрешение наших ближайших проблем, а, скорее, на выяснение того, можно ли ум - сознательный, как и глубоко бессознательный, в котором хранятся все традиции, вся память, наследие расового знания, - можно ли весь этот ум отставить в сторону. Полагаю, это можно сделать, только если ум способен осознавать без всякого чувства требовательности, без всякого давления - просто осознавать. Думаю, это одно из труднейших дел - быть таким осознанным, - потому что мы запутываемся в ближайшей проблеме и ее ближайшем решении, стало быть, ведем очень поверхностную жизнь. Хотя можно углубляться с любой анализ, читать все книги, обрести огромное знание, ходить в церкви, молиться, медитировать, практиковать разные дисциплины, тем не менее, мы ведем очень поверхностную жизнь, , потому что не знаем, как проникнуть глубоко. Думаю, понимание, способ проникновения, то, как углубиться очень, очень глубоко, выявляется через осознание - через то, чтобы просто осознавать свои мысли и чувства, не осуждая, не сравнивая, просто наблюдать. Вы увидите, если будете экспериментировать, как это чрезвычайно трудно, потому что все наше воспитание заключалось в том, чтобы осуждать, одобрять, сравнивать.
Духовные задачи на каждый день
Ни одна часть ума не является необусловленной
Ваш ум обусловлен вдоль и поперек; нет ни одной части вас, которая не была бы необусловленной. Это факт, нравится он вам или нет. Вы можете заявить, что часть вас - наблюдатель, превышняя душа, Атма - не обусловлена, но, поскольку вы о ней думаете, она находится в поле мысли, следовательно, обусловлена. Вы можете изобретать о ней массы теорий, но факт в том, что ваш ум обусловлен вдоль и поперек, как сознательный, так и бессознательный, и любое усилие, которое он совершает, чтобы освободиться, тоже обусловлено. Так что же уму надо делать? Или, вернее, каким является состояние ума, когда он знает, что обусловлен, и понимает, что любое усилие, которое он совершает, чтобы устранить свою обусловленность, все еще обусловлено? Ну, когда вы заявляете: Я знаю, что обусловлен, - знаете ли вы это по-настоящему или это всего лишь словесное утверждение? Знаете ли вы это с такой же уверенностью, в какой видите перед собой кобру? Когда вы видите змею и знаете, что это кобра, вы немедленно и непроизвольно действуете, когда же вы говорите: Я знаю, что я обусловлен, - имеет ли это то же жизненно важное значение, что и ваше восприятие кобры? Или это просто поверхностное подтверждение факта, а не осознание факта? Когда я осознаю тот факт, что я обусловлен, следует немедленное действие. Мне не приходится совершать усилие, чтобы устранить свою обусловленность. Сам факт того, что я обусловлен, и осознание этого факта все сразу проясняют. Трудность заключается в неосознании, в смысле непонимания всех последствий, того, что любая мысль, какой бы тонкой, какой бы хитрой, какой бы изощренной или философской она ни была, все равно обусловлена.
Духовные задачи на каждый день
Бремя бессознательного
Внутренне, бессознательно прошлое своим колосальным весом толкает вас в определенном направлении...
Ну, и как же со всем этим покончить? Как бессознательное немедленно очистить от прошлого? Психоаналитики полагают, что бессознательное можно частично или даже полностью очистить при помощи психоанализа - при помощи исследования, изучения, исповеди, интерпретации снов и так далее, - чтобы вы, в конце концов, стали "нормальным" человеческим существом, способным приспосабливаться к окружающей среде. Однако, при анализе всегда есть анализирующий и анализируемое, наблюдатель, который интерпретирует наблюдаемое, то есть двойственность, источник конфликта.
Поэтому я вижу, что простой анализ бессознательного никуда не приведет. Он может помочь мне стать чуть менее нервозным, чуть добрее к своей жене, к своему соседу или в какой-нибудь подобной мелочи, но мы говорим не об этом. Я вижу, что аналитический процесс - подразумевающий время, интерпретацию, движение мысли наблюдателя, анализирующего наблюдаемое - не может высвободить бессознательное; поэтому я категорически отвергаю аналитический процесс. Как только я воспринимаю тот факт, что анализ ни при каких обстоятельствах не может устранить бремя бессознательного, я отстраняюсь от анализа. Я перестаю анализировать. Что же происходит? Поскольку больше нет анализирующего, отдельного от анализируемого, он этим и становится. Он больше не стоит особняком. Тогда-то и выясняется, что бессознательноеимеет очень мало значения.
Духовные задачи на каждый день
Интервал между мыслями
Я теперь скажу, что уму вполне возможно освободиться от всякой обусловленности - хотя вы не должны принимать этого на веру. Будете принимать на веру, никогда ничего не откроете, а будете менять одно на другое, и это не будет иметь значения.
Понимание всего процесса обусловливания приходит не через анализ или интроспекцию, потому что как только появляется анализирующий, то сам этот анализирующий становится частью окружающей среды и, стало быть, его анализ теряет значение.
Как уму освободиться? Чтобы освободиться, ум должен не только видеть и понимать свое маятникоподобное качание между прошлым и будущим, но и осознавать интервал между мыслями.
Если очень тщательно понаблюдать, вы заметите, что, хотя отклик, движение мысли, кажется очень быстрым, между мыслями есть разрывы, или интервалы. Между двумя мыслями имеется период безмолвия, не связанный с процессом мышления. Если понаблюдаете, увидите, что этот период безмолвия, этот интервал не связан со временем, и открытие этого интервала, полное полное переживание этого интервала освобождает вас от обусловленности - или, вернее, не освобождает "вас", а происходит освобождение от обусловленности... Только когда ум не придает мысли непрерывности, когда он спокоен тем спокойствием, которое не привнесено, которое беспричинно - только тогда может быть свобода от окружения.
Духовные задачи на каждый день
Понаблюдайте, как формируются привычки
Без свободы от прошлого нет вообще никакой свободы, потому что ум никогда не становится новым, свежим, невинным. А ведь только свежий, невинный ум свободен. Свобода не имеет ничего общего с возрастом, не имеет ничего общего с опытом; мне кажется, сама суть свободы заключается в понимании всего механизма привычки, как сознательной, так и бессознательной. Дело не в том, чтобы избавиться от привычки, а в том, чтобы увидеть всю структуру привычки. Вам придется понаблюдать, как формируются привычки и как - если отвергать одну привычку, или сопротивляться ей - создается другая привычка. Что имеет значение, так это полное осознание привычки, ибо тогда, как вы сами убедитесь, прекращается формирование привычки. Сопротивление привычке, борьба с ней, отвержение ее лишь наделяют привычку непрерывностью. Когда вы боретесь с конкретной привычкой, вы наделяете эту привычку жизнью, и тогда сама борьба с ней превращается в следующую привычку. Но если вы просто осознаете всю структуру привычки, без всякого сопротивления, то обнаружите свободу от привычки, и в этой свободе обретается нечто новое.
Только тупой, вялый ум создает и цепляется за привычку. Ум, внимательный каждое мгновение - внимательный к тому, что говорится, внимательный к движениям своих рук, своих мыслей, своих чувств - обнаружит, что формирование дальнейших привычек подошло к концу. Это очень важно понять, потому что пока ум ломает одну привычку и в самом процессе создает другую, он, очевидно, никогда не освободится, а ведь только свободный ум способен воспринимать что-то, кроме себя.
Поделиться!
Подпишитесь на обновление!