Подписка на новости
Подписавшись, Вы получаете доступ ко всем ресурсам: мы будем предупреждать Вас о дате начала курсов, путешествий и других мероприятий.

духовные задачи на каждый день

Автор: Кришнамурти Джидду

Духовные задачи
/июнь/
Энергия, внимание, осведомленность, насилие


Духовные задачи на каждый день
Энергия создает собственную дисциплину
Чтобы искать реальность, нужна безмерная энергия, и если человек этого не делает, он рассеивает свою энергию, и это приносит вред, так что обществу приходится его контролировать. А можно ли высвобождать энергию через поиски Бога или истины и, в процессе нахождения истины, быть гражданином, понимающим фундаментальные вопросы жизни, которого общество не может разрушить?
Видите ли, человек - это энергия, и если человек не ищет истины, эта энергия становится разрушительной; поэтому общество контролирует и оформляет индивидуума, ликвидируя эту энергию... Вы, наверное, замечали другой интересный и очень простой факт: в тот момент, когда вы действительно хотите что-то сделать, у вас появляется для этого энергия... Эта самая энергия становится средством самоконтроля, так что вам не нужна внешняя дисциплина. В поисках реальности энергия создает собственную дисциплину. Человек, ищущий реальности, спонтанно становится гражданином правильного типа, не соответствующий образу никакого конкретного общества или правительства.
Духовные задачи на каждый день
Двойственность создает конфликт
Любого рода конфликт - физический, психологический, интеллектуальный - есть потеря энергии. Это очень трудно понять и освободиться от него, потому что большинство из нас воспитаны на борьбе, на усилии. В школе первое, чему нас учат - это совершать усилие. И такая борьба, такое усилие проносится через всю жизнь - то есть, чтобы быть хорошим, вы должны бороться, вы должны сражаться со злом, вы обязаны сопротивляться, контролировать. Итак, в воспитательном, социологическом, религиозном отношении людей учат бороться. Вам говорят: чтобы найти Бога, вы должны работать, подвергаться дисциплине, делать практики, выкручивать и пытать свою душу, свой ум, свое тело, отвергать, подавлять; вы не должны смотреть; вы должны сражаться, сражаться, сражаться на так называемом духовном уровне - который вовсе не духовный. Тогда, в социологическом отношении, каждый только за себя, за свою семью.
Итак, мы сплошь и рядом теряем энергию. Эта потеря энергии есть, в сущности, конфликт, конфликт между "мне бы надо" и "мне бы не надо", "я должен" и "я не должен". Как только появилась двойственность, конфликт неизбежен. Поэтому придется понять весь процесс двойственности - заключающийся не в том, что есть мужчина и женщина, зеленое и красное, свет и тьма, высокое и низкое; все это факты. Но усилие, попытка вникнуть в разницу между фактом и идеей, есть потеря энергии.
Духовные задачи на каждый день
Образ идеи
Если вы спрашиваете: "Как мне сохранить энергию?" - вы создаете образ идеи - о том, как ее сохранить, - затем согласуете свою жизнь с этим образом; так снова начинается противоречие. Если же вы уясните для себя, как утекают ваши энергии, то увидите, что главная сила, вызывающая утечку, это конфликт, то есть наличие проблемы, которая никогда не разрешается, мертвящая память о чем-то прошедшем, жизнь в подчинении у традиций. Придется уяснить природу рассеивания энергии, а уяснение рассеивания энергии приходит не благодаря Шанкаре, Будде или какому-нибудь святому, а благодаря наблюдению собственного ежедневного конфликта к жизни. Итак, основная потеря энергии заключается в конфликте - что не означает, что вы расслабляетесь и предаетесь праздности. конфликт будет существовать всегда, пока идея важнее факта.
Духовные задачи на каждый день
Где противоречие, там и конфликт
Видите ли, большинство из нас находятся в конфликте, живут жизнью противоречий, не только внешне, но и внутренне. Противоречие подразумевает усилие... Где усилие, там и утечка - утечка энергии. Где противоречие, там и конфликт. Где конфликт, там и усилие преодолеть этот конфликт - то есть иная форма сопротивления. А когда вы сопротивляетесь, рождается еще одна форма энергии - вы знаете, что, когда вы чему-то сопротивляетесь, само это сопротивление создает энергию.
Любое действие основано на этом трении: я должен и я не должен. Такая форма сопротивления, такая форма конфликта рождает-таки энергию; но эта энергия, если вы очень тщательно понаблюдаете, чрезвычайно разрушительна; она не творческая... Большинство людей полны противоречий. И если у них есть дар, талант писать, или рисовать, или делать то-то и то-то, напряжение этого противоречия придает им энергию, чтобы выражать, творить, писать, быть. Чем сильнее напряжение, тем больше конфликт, тем больше выход, - именно это мы и называем творчеством. Но это вовсе не творчество. Это результат конфликта. А лицезрение того факта, что вы находитесь в конфликте, что вы находитесь в противоречии, принесет то качество энергии, которая не является следствием сопротивления.
Духовные задачи на каждый день
Творческая энергия
Теперь вопрос: бывает ли энергия, не находящаяся в поле мысли, не являющаяся результатом противоречивой, насильственной энергии, самоосуществления без удовлетворения? Вы понимаете вопрос? Надеюсь, я выражаюсь ясно. Ведь пока мы не выясним качество энергии, которая является не просто продуктом мысли, мало-помалу создающей энергию, но и является механической - любое действие разрушительно, проводим ли мы общественную реформу, пишем ли великолепные книги, мастерски занимаемся предпринимательством или осуществляем националистические размежевания и принимаем участие в другой политической деятельности, и так далее. Итак, вопрос: бывает ли такая энергия - не теоретически, потому что, когда мы сталкиваемся с фактами, заниматься теориями неумно, наивно? Это как раковый больной, которого надо оперировать, что пользы в том, чтобы обсуждать, какими инструментами надо пользоваться, и все такое? Вам придется принять тот факт, что его надо оперировать. Так же и уму придется проникнуть в такое состояние, или пребывать в таком состоянии, когда он уже не раб мысли. В конце концов, всякая мысль во времени - это изобретение; все приспособления, устройства, холодильники, ракеты, исследования атома, космоса - все это результат знания, мысли. Все они - не творения; изобретения - не творения; производство - не творение; мысль никогда не может быть творческой, потому что мысль всегда обусловлена и никогда не свободна. Только такая энергия, которая не является продуктом мысли, является творческой.
Духовные задачи на каждый день
Наивысшая форма энергии
Представление об энергии кардинально отличается от факта самой энергии. У нас есть формулы, или концепции, разъясняющие, как обеспечить наивысшее качество энергии. Однако, формула кардинально отличается от восстанавливающего, обновляющего качества самой энергии.
Наивысшая форма энергии, апогей, это состояние ума, когда у него нет представлений, нет мыслей, нет чувства направления или мотива - такова чистая энергия. До такого качества энергии нельзя доискиваться. Вы не можете сказать: Так расскажите, как ее заполучить, образ действия, способ. Нет такого способа. Чтобы выяснить для себя природу этой энергии, мы должны начать вникать в ежедневную энергию, которую мы расходуем - энергию, когда мы разговариваем, когда слышим птицу, голос, когда видим реку, бездонный небосвод и крестьян, грязных, неухоженных, истощенных, и дерево, меркнущее в убывающем вечернем свете. Само по себе наблюдение всего вокруг есть энергия. И эту энергию мы получаем через пищу, через солнечные лучи. Безусловно, эту физическую, ежедневную энергию можно увеличивать, усиливать правильной пищей и тому подобное. Ясно, что это необходимо. Но та же самая энергия, которая становится энергией психэ - то есть, ума - в тот момент, когда в самой энергии появляется противоречие, эта энергия становится потерей энергии.
Духовные задачи на каждый день
Акт слушания факта освободит ум
Кто-то вам что-то рассказывает, а вы слушаете. Сам акт слушания есть акт избавления. Когда вы видите факт, само восприятие этого факта есть избавление от этого факта. Само слушание, само зрение чего-то как факта, оказывает экстраординарное следствие без усилия мысли.
Давайте что-нибудь возьмем, скажем, амбицию. Мы достаточно вдавались в то, что она делает, каковы ее следствия. Амбициозный ум никогда не знает, чему надо симпатизировать, что надо желать, любить. Амбициозный ум - жестокий ум, духовно ли, внешне ли, внутренне ли. Вы об этом слышали. Вы об этом слышите; когда вы об этом слышите, вы это переводите и говорите: Как мне жить в этом мире, построенном на амбиции? Поэтому вы не слушали. Вы отзывались, вы реагировали на утверждение, на факт; стало быть, вы не смотрите на факт. Вы просто переводите факт, или выражаете мнение о факте, или отзываетесь на факт; стало быть, вы не смотрите на факт. Если слушаешь - в смысле, не оценивая, не реагируя, не судя - тогда, конечно, факт создает ту энергию, которая разрушает, стирает, смывает любую амбицию, которая создает конфликт.
Духовные задачи на каждый день
Внимание без сопротивления
Вы знаете, что такое пространство. Пространство в этой комнате. Расстояние между этим местом и вашей гостиницей, между мостом и вашим домом, между тем и этим берегом реки - все это пространство. А есть ли пространство и в вашем уме? Или он так загроможден, что в нем совсем нет пространства? Если у вас в уме есть пространство, то в этом пространстве наличествует безмолвие - а из этого безмолвия исходит все остальное, ибо вы тогда можете слушать, вы можете внимать без сопротивления. Вот почему очень важно иметь пространство в уме. Если ум не загроможден, не беспрестанно занят, он может слушать, как лает собака, звук поезда, мчащегося по далекому мосту, а также быть вполне осведомленным о том, что говорит человек рядом. Тогда ум жив, а не мертв.
Духовные задачи на каждый день
Внимание, свободное от усилия
Бывает ли такое внимание, когда ничто не занимает ум? Бывает ли внимание без концентрации на объекте? Бывает ли внимание без какого бы то ни было мотива, влияния, принуждения? Может ли ум внимать тотально, без всякого исключения? Конечно, может, и это единственное состояние внимания; остальные - всего лишь потворства, или трюки ума. Если вы можете внимать тотально, ничем не отвлекаясь, без всякого исключения, вы обнаружите, о чем надо медитировать; ибо в таком внимании нет никакого усилия, никакого разделения, никакой борьбы, никакого поиска результата. Поэтому медитация - это процесс освобождения ума от систем и внимания без отвлечения или без усилия концентрации.
Духовные задачи на каждый день
Внимание не исключающее
Думаю, есть разница между вниманием, уделяемым объекту, и вниманием без объекта. Мы можем концентрироваться на конкретной идее, вере, объекте - это исключающий процесс; а есть еще внимание, осведомленность, которые не исключают. Аналогично бывает недовольство без всякого мотива, которое не является следствие тщеты, которое нельзя объяснить, которое не терпит никакого завершения. Может, я употребляю не то слово, но, полагаю, это экстраординарное недовольство - самое главное. Без него любая другая форма недовольства становится лишь способом удовлетворения.
Духовные задачи на каждый день
Внимание беспредельно, безгранично
При развитии ума наш упор должен быть не на концентрации, а на внимании. Концентрация - это процесс принуждения ума сузиться до точки, тогда как внимание не имеет границ. В этом процессе ум всегда ограничен рубежом, или межой, но, когда наша задача - вникнуть в тотальность ума, простая концентрация превращается в препятствие. Внимание безгранично, не имеет пределов знания. Знание приходит через концентрацию, и любое преодоление знания происходит все еще в его границах. В состоянии внимания ум может использовать и использует знание, которое необходимо и является результатом концентрации; но часть никогда не становится целым, и добавление множества частей не приведет к восприятию целого. Знание, являющееся аддитивным процессом концентрации, не приводит к пониманию безмерного. Тотальное никогда не уместится в скобках концентрированного ума.
Потому внимание имеет первостепенное значение, но оно появляется не через усилие концентрации. Внимание - такое состояние, в котором ум всегда учится, когда нет центра, вокруг которого собирается знание в виде накопленного опыта. Ум, концентрирующийся на себе, использует знание как средство собственного расширения, и такая деятельность становится внутренне противоречивой и антиобщественной.
Духовные задачи на каждый день
Полное внимание
Что мы имеем в виду под вниманием? Когда я принуждаю свой ум внимать - это внимание? Когда я говорю себе: Я должен внимать, я обязан контролировать свой ум и отбросить все остальные мысли, - назовете ли вы это вниманием? Конечно же, это не внимание. Что происходит, когда ум принуждает себя внимать? Он создает сопротивление, чтобы помешать вкрасться другим мыслям; он занят сопротивлением, вытеснением; поэтому он не способен внимать. Это ведь так, не правда ли?
Чтобы понять что-то тотально, вы должны полностью уделить этому свое внимание. Но вы скоро обнаружите, насколько это трудно, потому что ваш ум привык отвлекаться, и вы говорите: Господи, напрягать внимание, конечно, хорошо, но как этого добиться? Иными словами, вас опять захватило желание чего-то достичь, поэтому вы никогда не уделяете свое внимание полностью... При виде, например, дерева или птицы уделить свое внимание полностью не значит сказать: "это дуб" или "это попугай", и пойти дальше. Давая название, вы уже перестаете внимать... Если же вы полностью осведомлены, тотально внимательны, глядя на что-то, то обнаружите, что происходит полная трансформация и что тотальное внимание - благо. Другого нет, и вы не сможете обрести тотальное внимание на практике. С практикой вы получаете концентрацию, то есть возводите стены сопротивления, и тот, кто концентрируется, внутри этих стен сопротивления, но это не внимание, это исключение.
Духовные задачи на каждый день
Уничтожение страха есть начало внимания
А как прийти к состоянию внимания? Его нельзя развить через убеждение, сравнение, награду или наказание, - все это формы насилия. Уничтожение страха есть начало внимания. Страх обязан существовать, пока есть стремление быть или стать, то есть погоня за успехом со всей ее тщетой и мучительными противоречиями. Вы можете обучать концентрации, но вниманию научить нельзя, так же как нельзя научить свободе от страха, и понимание этого приводит к уничтожению страха. Поэтому внимание возникает спонтанно, когда вокруг разлита атмосфера благополучия, когда есть чувство безопасности, непринужденности и осведомленность о бескорыстном действии как следствии любви. Любовь не сравнивает, поэтому зависть и пытка "становления" прекращаются.
Духовные задачи на каждый день
Нет никакого места прибытия
Можно ли практиковать смирение? Конечно, осознавать, что вы смиренны, не значит быть смиренным. Вы хотите знать, что прибыли. Это говорит о том, что вы слушаете, чтобы добраться до определенного состояния, места, где вас никогда не побеспокоят, где вы обретете бесконечное счастье, постоянное наслаждение. Однако, как я выше сказал, нет никакого прибытия, есть только движение усвоения - в нем-то и заключается красота жизни. Если вы прибыли, то больше ничего нет. И все вы прибываете или хотите прибыть - не только в своем бизнесе, но и во всем, что делаете; поэтому вы не удовлетворены, удручены, несчастны. Нет никакого места прибытия, есть лишь это движение усвоения, которое становится болезненным только когда происходит накопление. А ум, слушающий с полным вниманием, никогда не смотрит на результат, потому что он постоянно раскрывается; он, как река, всегда в движении. Такой ум совершенно не осознает своей деятельности, в том смысле, что нет продления "я", "меня", то есть поиска достижения цели.
Духовные задачи на каждый день
Знание - не осведомленность
Осведомленность - такое состояние ума, которое наблюдает без осуждения или принятия, которое просто лицезрит вещь, как она есть. Когда вы смотрите на цветок не как ботаник, вы видите тотальность этого цветка; если же ваш ум целиком погружен в ботаническое знание об этом цветке, вы смотрите на него не тотально. Хотя у вас может быть знание о цветке, если это знание занимает все пространство вашего ума, все поле вашего ума, то не смотрите на цветом тотально.
Поэтому смотреть на факт значит быть осведомленным. В такой осведомленности нет выбора, нет осуждения, нет нравится-не нравится. Но большинство из нас не способны это делать, потому что традиционно, профессионально, называйте как хотите, мы не способны лицезреть факт без предыстории. Нам приходится быть осведомленными о предыстории. Нам приходится быть осведомленными о своей обусловленности, и эта обусловленность выявляется, когда мы наблюдаем факт, и поскольку вы заняты наблюдением факта, а не предыстории, предыстория отставляется в сторону. Когда главный интерес лишь в том, чтобы понять факт, и когда вы видите, что предыстория мешает вам увидеть этот факт, тогда пристальный интерес к факту стирает предысторию.
Духовные задачи на каждый день
В интроспекции нет полноты
В осведомленности есть только настоящее, то есть, будучи осведомлены, вы видите прошлый процесс влияния, который контролирует настоящее и модифицирует будущее. Осведомленность - процесс интеграции, а не процесс разделения. К примеру, если я задаю вопрос: "Верю ли я в Бога?" - в самом процессе вопрошания я могу наблюдать, осведомлен ли я, что именно заставляет меня задать этот вопрос; если я осведомлен, я могу воспринимать, что происходит и какие силы принуждают меня задать этот вопрос. Тогда я осведомлен о разных формах страха - о страхах моих предков, которые создали некоторое представление о Боге и вручили его мне; комбинируя их представление с моими нынешними реакциями, я модифицирую, или изменяю, концепцию Бога. Если я осведомлен, я воспринимаю весь этот процесс прошлого, его следствие в настоящем и в будущем интегрально, как целое.
Если человек осведомлен, он видит, как страх породил у него представление о Боге; а может, у кого-то был подлинный опыт реальности или Бога, и он рассказал о нем другому, который из жадности присвоил его себе и придал толчок процессу подражания. Осведомленность - это процесс полноты, а в интроспекции нет полноты. Результат интроспекции нездоровый, болезненный, тогда как осведомленность - это энтузиазм и радость.
Духовные задачи на каждый день
Видеть целое
Как вы смотрите на дерево? Видите ли вы дерево как целое? Если вы не видите его как целое, вы вовсе не видите дерево.. Вы можете пройти мимо него и сказать: "вот дерево, какое оно красивое", или "это манговое дерево", или "я не знаю, что это за деревья; может это тамаринды". Но когда вы стоите и смотрите - по-настоящему, буквально, - вы никогда не видите его целиком; а если вы не видите дерево целиком, вы не видите этого дерева. Так же и с осведомленностью. Если вы не видите действий своего ума целиком - как вы видите дерево, - вы не осведомлены. Дерево состоит из корней, ствола, веток больших, малых и совсем крошечных наверху; листьев: мертвых, увядших, зеленых, листьев объеденных, безобразных, опадающих; плодов, цветов - все это вы видите как целое, когда видите дерево. Аналогично, в том состоянии, когда вы видите действия своего ума, в этом состоянии осведомленности присутствует ваше чувство осуждения, одобрения, отвержения, борьбы, тщетности, отчаяния, надежды, разочарования; осведомленность включает их все, не только часть. Итак, осведомлены ли вы о своем уме в этом, очень простом, смысле, как если бы видели всю картину целиком - а не угол картины, спрашивая: Кто написал эту картину?
Духовные задачи на каждый день
Осведомленность нельзя дисциплинировать
Если осведомленность практиковать, превратить ее в привычку, она становится нудной и болезненной. Осведомленность нельзя дисциплинировать. То, что практикуется, уже не осведомленность, ибо практика подразумевает формирование привычки, приложение усилия и воли. Усилие - это искажение. Есть не только осведомленность о внешнем - полете птиц, тенях, беспокойном море, деревьях и ветре, нищем и проносящихся роскошных автомобилях, - но и осведомленность о психологическом процессе, внутреннем напряжении и конфликте. Вы не осуждаете летящую птицу; вы наблюдаете за ней, видите ее красоту. Когда же вы рассматриваете собственную внутреннюю борьбу, вы ее осуждаете или оправдываете. Вы не способны наблюдать этот внутренний конфликт без выбора или оправдания.
Осведомленность о своих мыслях и чувствах, без отождествления и отвержения, не скучна и не болезненна, однако, при поисках результата, цели, которой надо добиться, конфликт усиливается, и начинается скука борьбы.
Духовные задачи на каждый день
Пусть мысль расцветает
Осведомленность есть такое состояние ума, которое вбирает в себя все - ворон, летящих в небе, цветы на деревьях, людей, сидящих напротив, цвета их одежды, - поскольку оно исключительно острое, для чего нужно наблюдать, всматриваться, вбирать в себя образ листа, образ ствола, образ головы другого человека, то, что он делает. Быть исключительно осведомленным и действовать, исходя из этого, значит быть осведомленным о тотальности собственного существа. Тогда как частная способность, фрагментация способности, или фрагментированная способность, ее приложение и извлечение опыта благодаря этой - ограниченной - способности делает качество ума посредственным, ограниченным, узким. Осведомленность же о тотальности собственного существа, воспринимаемая благодаря осведомленности о каждой мысли и каждом чувстве, которые никогда не ограничиваются, когда каждая мысль и каждое чувство расцветают - это кардинально отличается от действия или концентрации, которые являются всего лишь способностями, стало быть ограничены.
Чтобы позволить мысли и чувству расцветать требуется внимание - а не концентрация. Под расцветом мысли я имею в виду давать ей свободу, чтобы видеть, что происходит, что имеет место в ваших мыслях, в ваших чувствах. Все, что расцветает, должно иметь свободу, должно иметь свет; его нельзя урезать. Вы не можете никак его оценивать, не можете сказать: Это верно, а то неверно; это должно быть, а того не должно быть, - так вы ограничиваете расцвет мысли. А она может расцветать только при такой осведомленности. Поэтому, если вы очень глубоко в это войдете, то обнаружите, что такой расцвет мысли является прекращением мысли.
Духовные задачи на каждый день
Пассивная осведомленность
В осведомленности нет становления, нет цели, которой надо добиваться. Есть безмолвное наблюдение, без выбора и осуждения, которое приводит к пониманию. В этом процессе, когда мысли и чувства раскрываются - а это возможно только когда нет ни приобретения, ни принятия, - появляется объемная осведомленность, выявляются все скрытые наслоения и их значение. Такая осведомленность выявляет ту творческую пустоту, которую нельзя себе представить или сформулировать. Эти объемная осведомленность и творческая пустота суть тотальный процесс, а не разные стадии. Когда вы безмолвно наблюдаете проблему, без осуждения, оправдания, появляется пассивная осведомленность. При такой пассивной осведомленности проблема понимается и разрешается. В осведомленности есть повышенная чувствительность, в которой есть высшая форма негативного мышления. Когда ум формулирует, производит, никакого творения быть не может. Только когда ум спокоен и пуст, когда он не создает проблемы - в такой бдительной пассивности происходит творение. Творение может иметь место только в отрицании, которое не является противоположностью позитивного. Быть ничем - не антитеза бытия чем-то. Проблема появляется только при поиске результата. Когда поиск результата прекращается, только тогда проблемы нет.
Духовные задачи на каждый день
То, что всесторонне понято, не бдет повторяться
При самосознании нет нужды в исповеди, ибо самосознание создает зеркало, в котором все отражается без искажений. Любая мысль-чувство выскакивает на экране сознания, чтобы ее отследить, изучить и понять; однако, такой поток понимания блокируется, когда есть осуждение или принятие, оценка или отождествление. Чем больше отслеживается и понимается то, что на экране - не в качестве долга или насильственной практики, а потому что боль и страдание создали ненасытный интерес с его собственной дисциплиной, - тем больше интенсивность сознания, что, в свой черед, приносит повышенное понимание.
Вы можете следовать за чем-то, если оно движется медленно; быструю машину надо замедлить, если хочешь изучать ее движения. Аналогично мысли-чувства можно изучать и понимать только если ум способен действовать медленно, но как только он пробудил в себе такую способность, он может двигаться с большой скоростью, что делает его чрезвычайно спокойным. Несколько лопастей вентилятора, вращающихся с высокой скоростью, кажутся цельным листом металла. Наша трудность заключается в том, чтобы заставить ум вращаться медленно, чтобы можно было последовать за каждой мыслью-чувством и понять ее. То, что глубоко и всесторонне понято, не будет повторяться.
Духовные задачи на каждый день
Насилие
Что происходит, когда вы уделяете все свое внимание тому, что называется насилием? Насилие не только то, что разделяет человеческие существа по признаку веры, обусловленности и прочее, но и то, что появляется, когда когда мы ищем личной безопасности, или безопасности индивидуальности в обществе. Можете ли вы взглянуть на насилие со всем своим вниманием? Когда вы смотрите на насилие со всем своим вниманием, что происходит? Когда вы уделяете чему-нибудь все свое внимание - своему изучению истории или математики, смотря на свою жену или своего мужа, - что происходит? Не знаю, вдавались ли вы в это - вероятно, большинство из нас никогда ничему не уделяли все свое внимание, - но когда вы это делаете, что происходит? А что такое внимание? Конечно, когда вы уделяете все свое внимание, видна забота, и вы не можете заботиться, если у вас нет привязанности, нет любви. А когда вы уделяете внимание, в котором есть любовь, бывает ли насилие? Вы понимаете? Формально я осуждаю насилие, избегаю его, оправдываю его, говорю, что оно естественно. Все это невнимание. Но когда я уделяю внимание тому, что называю насилием - и в этом внимании есть забота, привязанность, любовь, - где тогда место для насилия?
Духовные задачи на каждый день
Можно ли покончить с этим насилием?
Говоря о насилии, что вы имеете в виду? Это действительно очень интересный вопрос, если в него углубиться, а именно: может ли человеческое существо, живя в этом мире, полностью прекратить насилие?Разные сообщества, религиозные общины пытались не убивать животных. Некоторые даже говорили: "Если вы не хотите убивать животных, то как насчет овощей?". Так можно довести до того, что вы перестанете существовать. Где же провести черту? Есть ли какая-нибудь условная черта, соответствующая вашему идеалу, вашему пристрастию, вашей норме, вашему темпераменту, вашей обусловленности, глядя на которую, вы говорите: "Только до сих пор, и не дальше". Есть ли разница между индивидуальным гневом, приводящим к насильственному действию со стороны индивидуума, и организованной ненавистью общества, которое формирует и содержит армию, чтобы разрушить другое общество? Где, на каком уровне и какую часть насилия вы обсуждаете, или вы хотите обсудить, способен ли человек вообще быть свободным от насилия, а не от конкретного его вида, который он называет насилием?
Мы знаем, что такое насилие, не прибегая к помощи слов, фраз, действий. Как человеческому существу, в котором животное еще очень ярко выражено, несмотря на столетия так называемой цивилизации, с чего мне надо начинать? Надо ли мне начинать с периферии, то есть с общества, или с центра, то есть с себя? Вы советуете мне не применять насилие, потому что оно безобразно. Вы объясняете мне все причины, и я вижу, что насилие - страшное явление в человеческих существах, как внешне, так и внутренне. Можно ли покончить с этим насилием?
Духовные задачи на каждый день
Центральная причина конфликта
Не думайте, что, просто желая мира, вы обретете мир, если в своей повседневной жизни отношений вы агрессивны, алчны, ищете психологической безопасности сейчас или в посмертии. Вам придется уяснить центральную причину конфликта и страдания, затем растворить ее, а не просто искать мир во внешнем мире. Но, видите ли, большинство из нас бездеятельны. Мы слишком ленивы, чтобы разобраться и понять себя, а, будучи ленивыми - что есть в действительности форма самодовольства, - мы думаем, что другие разрушат эту проблему за нас и принесут нам мир, или что мы должны уничтожить несколько человек, которые вызывают войны. Когда индивидуум находится в конфликте с собой, он неизбежно должен создавать конфликт и вовне, и только он может обрести мир внутри себя и, стало быть, в мире, потому что он и есть мир.
Духовные задачи на каждый день
Уясните, что вы проявляете насилие
Животное проявляет насилие. Человеческие существа, как результат животных, тоже проявляют насилие; насилие, гнев, ревность, зависть, жажда власти, высокого положения, престижа и всего такого, стремление господствовать, агрессия - все это часть их существа. Человек проявляет насилие, это демонстрируют тысячи войн, а сам развил идеологию, которую именует "ненасилием". И когда происходит реальное насилие, такое как война между нашей страной и соседней, в ней участвуют все. Она всем нравится. Так вот: когда вы реально проявляете насилие, но руководствуетесь идеалом ненасилия, вы находитесь в конфликте. Вы постоянно пытаетесь осуществлять ненасилие - а это часть конфликта. Вы дисциплинируете себя, чтобы осуществлять ненасилие - а это, опять же, конфликт, трение. Итак, когда вы проявляете насилие, но руководствуетесь идеалом ненасилия, вы, по сути, проявляете насилие. Уяснить, что вы проявляете насилие - вот первое, что надо сделать, а не пытаться руководствоваться ненасилием.Видеть насилие таким, как оно есть, не пытаясь его преобразовать, дисциплинировать, преодолеть, подавить - просто видеть его, как если бы вы видели его впервые, - значит смотреть на него без всяких мыслей. Я уже объяснил, что значит просто смотреть на дерево - это значит смотреть на него, не имея в голове его образа. Так же вам придется смотреть и на насилие, не имея в голове его образа, заключенного в самом этом слове. Смотреть на него без всякого движения мысли значит смотреть на него, как если бы вы смотрели на него впервые, то есть просто смотреть на него.
Духовные задачи на каждый день
Свобода от насилия
Итак, можете ли вы видеть факт насилия - насилия не только вовне, но и внутри вас, - без всякого промежутка времени между слушанием и действием? Это значит, что благодаря самому акту слушания вы свободны от насилия. Вы совершенно свободны от насилия, потому что не допускаете времени, идеологии, при помощи которых можете избавиться от насилия. Для этого требуется очень глубокая медитация, а не просто словесное согласие или несогласие. Мы никогда ничего не слушаем; наш ум, наши мозговые клетки так обусловлены идеологией в связи с насилием, что мы никогда не смотрим на факт насилия. Мы смотрим на факт насилия через идеологию, а смотрение на насилие через идеологию создает промежуток времени. И когда мы допускаем время, конца насилию нет; вы продолжаете демонстрировать насилие, исповедуя насилие.
Духовные задачи на каждый день
Главная причина насилия
Полагаю, главная причина насилия заключается в том, что каждый из нас внутренне, психологически, ищет безопасности. В каждом из нас тяга к психологической безопасности - внутреннее чувство защищенности - проецирует требование, внешнее требование, безопасности. Внутренне каждый из нас ищет безопасности, уверенности, определенности. Вот зачем у нас есть все эти брачные законы, - чтобы мы могли обладать женщиной, или мужчиной, и чувствовать себя в безопасности в своих отношениях. Если эти отношения подвергаются опасности, мы проявляем насилие вследствие психологического требования, внутреннего требования, определенности в наших отношениях со всем. Но такого явления, как определенность, безопасность, нет ни в каких отношениях. Внутренне, психологически, мы хотели бы быть в безопасности, но такой вещи, как долговременная безопасность, нет.
Поэтому все эти причины, способствующие насилию, которое разлито, буйствует во всем мире. Думаю, каждый, кто наблюдает, хотя бы чуть-чуть, происходящее в мире, особенно в нашей несчастной стране, может без особого интеллектуального усилия отследить и найти в себе то, что, будучи проецировано вовне, становится причинами поразительной жестокости, бессердечия, равнодушия, насилия.
Духовные задачи на каждый день
Факт в том, что мы проявляем насилие
Все мы согласны с важностью прекращения насилия. А как мне, как индивидууму, освободиться от насилия - не поверхностно, а тотально, вполне, внутренне? Если идеал ненасилия не освободит ум от насилия - поможет ли анализ причин насилия растворить насилие?
В конце концов, такова одна из наших основных проблем, не так ли? Целый мир погружен в насилие, в войны; сама структура нашего алчного общества состоит из насилия. И если вы и я, как индивидуумы, хотим освободиться от насилия - освободиться тотально, внутренне, а не просто поверхностно, или на словах, - как этого добиться, не становясь эгоцентричным?
Вы ведь понимаете проблему, правда? Если моя забота о том, чтобы освободить ум от насилия, и я практикую дисциплину, чтобы контролировать насилие и превратить его в ненасилие, это, конечно же, обусловливает эгоцентричные мышление и деятельность, потому что мой ум все время фокусирован на том, чтобы избавиться от одного и стяжать другое. И все же я вижу важность того, чтобы ум вполне освободился от насилия. Тогда что мне делать? Вопрос, конечно, не в том, как перестать проявлять насилие. Факт в том, что мы проявляем насилие, и спрашивать: Как перестать проявлять насилие? - значит всего лишь создавать идеал, что кажется мне делом совершенно напрасным. Если же ты способен смотреть на насилие и понимать его, то есть возможность вполне с ним разобраться.
Духовные задачи на каждый день
Разрушить ненависть
Мы видим, как мир ненависти собирает свою жатву в настоящее время. Этот мир ненависти создан нашими отцами, их предками и нами. Так невежество простирается в глубь прошлого. Оно не приходит само. Это результат человеческого невежества, исторический процесс, не так ли? Мы, как индивидуумы, соединяемся со своими предшественниками, которые вместе со своими предками породили этот процесс ненависти, страха, жадности и так далее. Сейчас мы, как индивидуумы, разделяем этот мир ненависти постольку, поскольку индивидуально ему потворствуем.
Тогда мир - это продление вас самих. Евли вы, как индивидуум, желаете разрушить ненависть, тогда вам, как индивидууму, надо перестать ненавидеть. Чтобы разрушить ненависть, вы обязаны разотождествиться с ненавистью во всех ее грубых и тонких формах, и пока она вас держит, вы являетесь частью этого мира невежества и страха. Тогда мир - это продление вас самих, вас вас удвоенных и умноженных. Мир не существует отдельно от индивидуума. Он может существовать как идея, как состояние, как общественная организация, но, чтобы проводить эту идею, заставить эту общественную или религиозную организацию функционировать, должен быть индивидуум. Его невежество, его жадность и его страх поддерживают структуру невежества, жадности и ненависти. Если индивидуум меняется, может ли он воздействовать на мир, мир ненависти, жадности и так далее?...
Мир - это продление вас самих, пока вы не мыслите, исполнены невежества, ненависти, жадности, но когда вы серьезны, мыслите и осознаете, налицо не только разотождествление в этими безобразными причинами, порождающими боль и страдание, но понимание этого приносит полноту, целостность.
Духовные задачи на каждый день
Вы становитесь тем, с чем боретесь
Безусловно, вы становитесь тем, с чем боретесь. Если я сержусь, и вы встречаете меня с гневом, каков будет результат? Больший гнев. Вы становитесь таким же, как я. Если я злой, и вы боретесь со мной злом, вы тоже становитесь злым, каким бы правым себя ни ощущали. Если я жесток, и вы используете жестокие методы, чтобы меня одолеть, вы становитесь таким же жестоким, как и я. Мы поступаем так тысячелетиями. Конечно, есть иной подход, чем отзываться на ненависть ненавистью. Если я пользуюсь насильственными методами, чтобы подавить свой гнев, я пользуюсь неверными средствами, чтобы добиться верной цели, поэтому цель перестает быть верной. Это не приводит к пониманию, гнев нельзя преодолеть. Гнев надо терпеливо изучать и понять , его нельзя подавить насильственными средствами. Гнев может быть результатом многих причин, и без их постижения от гнева не убежать.
Мы создаем врага, бандита, и, если мы сами становимся врагом, это никоим образом не прекращает вражды. Нам придется понять причину вражды и перестать питать ее своими мыслью, чувством и действием. Это трудная задача, требующая постоянного самосознания и интеллектуальной гибкости, ибо каковы мы, таково и общество, государство. Враг и друг - производные о наших мысли и действия. Мы отвечаем за порождение вражды, поэтому важнее осознавать собственные мысли и действие, чем волноваться по поводу врага и друга, ибо правильное мышление кладет конец разделению. Любовь трансцендирует и друга, и врага.
Поделиться!
Подпишитесь на обновление!