Подписка на новости
Подписавшись, Вы получаете доступ ко всем ресурсам: мы будем предупреждать Вас о дате начала курсов, путешествий и других мероприятий.

духовные задачи на каждый день

Автор: Кришнамурти Джидду
Духовные задачи на каждый день
Становление - это борьба
Жизнь, какой мы ее знаем, наша повседневность, это процесс становления. Я беден и действую, исходя из своей цели, а именно стать богатым. Я безобразен и хочу стать красивым. Поэтому моя жизнь - это процесс становления кем-то. Воля быть - это воля становиться, на разных уровнях сознания, в различных состояниях, в которых есть вызов, отклик, называние и регистрация. Так вот: это становление есть борьба, это становление есть боль, не правда ли? Это постоянный раздор: я такой-то, а хочу стать таким-то.
Духовные задачи на каждый день
Любое становление есть распад
Ум имеет представление, возможно, приятное, и хочет уподобиться этому представлению, которое является проекцией вашего желания. Вы такой-то, и это вам не нравится, и вы хотите стать таким, кто вам нравится. Идеал - это проекция себя; противоположное - это расширение того, что есть; это совсем не противоположное, а продолжение того, что есть, может, чуть модифицированное. Проекция создается своеволием, а конфликт - это борьба за проекцию...Вы боретесь, чтобы стать таким-то, и этот такой-то есть часть вас. Идеал - это ваша же собственная проекция. Посмотрите, какой трюк проделал ум с самим собой. Вы боретесь за слова, преследуете собственную проекцию, собственную тень. Вы насильничаете и боретесь за то, чтобы перестать насильничать, добиться идеала; но идеал - это проекция того, что есть, только другим названием. Когда вы знаете об этом трюке, который вы проделываете над собой, тогда ложь видится как ложь. Борьба за иллюзию способствует распаду. Всякий конфликт, любое становление - это распад. Когда есть понимание этого трюка, который ум проделывает над собой, остается лишь то, что есть. Когда ум избавляется от всякого становления, от всех идеалов, от любых сравнений и осуждений, когда разрушается его собственная структура, тогда то, что есть, претерпевает полную трансформацию. Пока продолжается называние того, что есть, продолжается связь между умом и тем, что есть; когда же процесс называния - то есть памяти, самой структуры ума - нет, то нет и того, что есть. Только в такой трансформации присутствует интеграция.
Духовные задачи на каждый день
Может ли незрелый ум стать чувствительным?
Вслушайтесь в этот вопрос, в смысл за его словами. Может ли незрелый ум стать чувствительным? Если я говорю: мой ум незрелый, и пытаюсь стать чувствительным, то само усилие стать чувствительным характеризует незрелость. Пожалуйста, увидьте это. Не будьте заинтригованы, просто наблюдайте. Между тем, если я осознаю свою незрелость, не желая измениться, не пытаясь стать чувствительным, если начинаю понимать, что такое незрелость, наблюдать ее в своей жизни, день за днем - как жадно я ем, как резко обращаюсь с людьми, заносчивость, высокомерие, грубость моих привычек и мыслей, - тогда само это наблюдение трансформирует то, что есть. Аналогично, если я глуп и говорю себе, что должен стать умным, само усилие стать умным является лишь большей формой глупости, ибо важно понять, что такое глупость. Как бы я ни пытался стать умным, моя глупость останется. Я могу добиться поверхностного лоска образования, могу стать способным цитировать книги, повторять выдержки из великих авторов, но в глубине своей все равно останусь глупым. Если же я вижу и понимаю глупость, как она выражается в моей ежедневной жизни - как я обращаюсь со своим слугой, как смотрю на своего соседа, бедняка, богача, клерка - тогда само это осознание устраняет глупость.
Духовные задачи на каждый день
Возможности для расширения себя
Иерархическая структура предлагает великолепную возможность для расширения себя. Вы можете хотеть братства, но как может быть братство, если вы ищете духовных различий? Вы можете улыбнуться, услышав мирские титулы, однако, если вы признаете Учителя, спасителя, гуру в сфере духа, разве вы не осуществляете мирской подход? Могут ли быть иерархические различия, или степени, в духовном росте, в понимании истины, в осознании Бога?Любовь не признает различий. Вы или любите, или не любите; но не превращайте отсутствие любви в растянутый процесс, в конце которого появляется любовь. Когда вы знаете, что не любите, когда - без всякого выбора - осознаете этот факт, тогда есть возможность для трансформации; но старательно культивировать различие между Учителем и учеником, между теми, кто достиг, и теми, кто не достиг, между спасителем и грешником, значит отрицать любовь. Эксплуататор, которого в свой черед эксплуатируют, находит раздолье в этой тьме и иллюзии.
... Разделение между Богом, или реальностью, и вами вызывается вами же, умом, который тяготеет к известному, к уверенности, к безопасности. Это разделение нельзя замостить; нет никакого ритуала, дисциплины, жертвы, могущих перенести вас через него; нет никакого спасителя, Учителя, гуру, способных провести вас к реальному или разрушить это разделение. Различие существует не между реальностью и вами, оно в вас. Что важно, так это понимать возрастающий конфликт желаний; такое понимание приходит только благодаря самопознанию и постоянной осведомленности о движениях "я".
Духовные задачи на каждый день
Вне всякого переживания
Понимание "я" требует большого интеллекта, большой наблюдательности, бдительности, непрестанного отслеживания, чтобы оно не ускользало. Я, будучи серьезным, хочу растворить "я". Говоря так, я знаю, что можно растворить "я". Минутку терпения, пожалуйста. Как только я говорю: я хочу это растворить, в процессе его растворения налицо переживание "я"; таким образом, "я" усиливается. Тогда как можно не переживать "я"? Можно убедиться, что созидание - вовсе не переживание "я". Созидание - это когда "я" нет, потому что созидание не интеллектуально, не от ума, не самопроекция, это нечто вне всякого переживания, каким мы его знаем. Может ли ум быть совершенно спокойным, в состоянии неосознания, то есть не-переживания, в состоянии, в котором может иметь место созидание - то есть, когда "я" нет, когда "я" отсутствует? Ясно ли я выражаюсь? Проблема именно в этом, не так ли? Любое движение ума, позитивное или негативное, является переживанием, которое на самом деле укрепляет "я". Может ли ум не осознавать? Он это может только когда пребывает в полном безмолвии, но не в том безмолвии, которое является переживанием "я" и которое, следовательно, укрепляет "я".
Духовные задачи на каждый день
Что такое "я"?
Стремление к власти, высокому положению, авторитету, амбиции и всему такому - это формы "я" во всем их разнообразии. Но важно понимать "я", и, уверен, вы и я в это убеждены. Еще бы добавил: отнеситесь к этому серьезно, ибо я чувствую: если вы и я - как индивидуумы, а не как группа людей, принадлежащих к каким-то классам, обществам, климатическим зонам - можем понять это и действовать на этой основе, тогда, думаю, последует настоящая революция. Но как только это станет всеобщей и хорошо организованной тенденцией, "я" найдет в ней убежище, тогда как, если вы и я, как индивидуумы. умеем любить, способны по-настоящему осуществлять любовь в повседневности, столь насущная революция последует... Знаете ли, что подразумевается под "я"? Под ним я подразумеваю идею, память, вывод, переживание, разные фомы формулируемых и не формулируемых намерений, сознательное стремление быть или не быть, аккумулированную память бессознательного, расы, группы, индивидуума, клана и всего такого в целом, проецируется ли она во вне, как действие, или проецируется духовно, как добродетель; стремление ко всему этому и есть "я". Сюда входит и соревнование, желание быть. Весь это процесс есть "я", и мы, когда в этим встречаемся, на самом деле знаем, что это зло. Я намеренно использую слово "зло", потому что "я" разделяет; "я" замыкает в себе; его деятельность, какой бы благородной она не была, обособляет и изолирует. Все это нам известно. Нам также известны такие экстраординарные моменты, когда "я" нет, когда нет чувства устремления, усилия - такое бывает, когда присутствует любовь.
Духовные задачи на каждый день
Когда присутствует любовь, "я" нет
Реальность, истину нельзя осознавать. Чтобы пришла истина, вера, знание, переживание, добродетель, поиск добродетели - а это совсем не добродетельность, - все они должны исчезнуть. Добродетельный субъект, осознающий, что ищет добродетели, никогда не обретет реальности. Он может быть очень скромным, но это совсем не то, что человек истины, человек, который понимает. Для человека истины истина пришла в бытие. Добродетельный человек - это праведный человек, а праведный человек никогда не поймет, что значит истина, потому что для него добродетель - облачение "я", укрепление "я", ведь он ищет добродетели. Когда он говорит: я не должен быть жадным, то состояние, в котором он не жаден и которое он переживает, укрепляет "я". Вот почему так важно быть бедным, причем не только вещами мира, но и верой, и знанием. Человек, богатый мирскими благами, или человек, богатый знанием и верой, никогда не узнает ничего, кроме тьмы, и останется центром любой беды и зла. Если же вы и я, как индивидуумы, сумеем увидеть всю эту работу души, то узнаем, что такое любовь. Уверяю вас, это единственное преобразование, способное изменить мир. Любовь - не "я". "Я" не способно распознать любовь. Вы говорите: я люблю, но в самом акте говорения, в самом этом переживании любви нет. Когда же вы познали любовь, "я" нет. Когда есть любовь, "я" нет.
Духовные задачи на каждый день
Понимание того, что есть
Несомненно, человек, который понимает жизнь, не хочет верований. У человека, который любит, нет верований, - он любит. Только у человека, подвластного интеллекту, есть верования, потому что интеллект всегда ищет безопасности, защиты; он всегда избегает опасности, поэтому выстраивает представления, верования, идеалы, за которыми может укрываться. Что случится, если вы дадите отпор насилию прямо сейчас? Вы будете представлять опасность для общества, а поскольку ум предвидит опасность, он говорит: я достигну идеала ненасилия через десять лет, а это такой надуманный, ложный процесс... Понимать то, что есть, важнее, чем создавать идеалы и следовать им, потому что идеалы ложны, а то, что есть, реально. Понимание того, что есть, требует огромного умения, быстрого непредубежденного ума. Только потому, что мы не хотим лицезреть и понимать то, что есть, мы изобретаем множество способов уклониться и присваиваем ему красивые названия, такие как идеал, вера, Бог. Конечно, только когда я вижу ложное, как ложное, мой ум способен воспринимать то, что истинно. Ум, заплутавший в ложном, никогда не найдет истины. Стало быть, мне придется понять, что ложно в моих отношениях, моих идеалах, во всем окружающем, потому что восприятие истины требует понимание ложного. Без устранения причин невежества не может быть просвещения, а искать просвещения, когда ум не просвещен - совершенно пустое, бессмысленное занятие. Поэтому мне придется начать видеть ложь моих отношениях с идеями, с людьми, с вещами. Когда ум видит то, что ложно, тогда то, что истинно, входит в бытие и наступает экстаз, счастье.
Духовные задачи на каждый день
Во что мы верим
Предает ли вера энтузиазм? Может ли энтузиазм удержаться без веры, да и нужен ли вообще энтузиазм или же нужна иная форма энергии, другой вид жизненности, влечения? Большинство из нас испытывают энтузиазм в отношении того или другого. Нас очень привлекают, очень возбуждают концерты, физические упражнения, пикники. Если наш энтузиазм постоянно не подпитывается, он исчезает, и появляется энтузиазм в отношении чего-то другого. Бывает ли какая-нибудь устойчивая сила, энергия, не зависящая от веры? Еще вопрос: нужна ли нам какая-либо вера, а если да, то почему? Вот одна из проблем. Нам не нужна вера в то, что есть солнечный свет, горы, реки. Нам не нужна вера в то, что мы и наши жены ссоримся между собой. Нам не приходится верить, что жизнь - страшное несчастье с ее муками, конфликтами и нескончаемыми амбициями; это факт. Но мы требуем веры, когда хотим убежать от факта в нереальность.
Духовные задачи на каждый день
Возбуждение верой
Итак, ваша религия, ваша вера в Бога есть бегство от действительности, поэтому это вовсе не религия. Богач, накапливающий деньги путём жестокости, мошенничества, хитрой эксплуатации, верит в Бога; вы тоже верите в Бога, вы тоже хитры, жестоки, подозрительны, завистливы. Можно ли найти Бога с помощью мошенничества, обмана, хитрых трюков ума? Если вы коллекционируете священные книги и различные символы Бога, значит ли это, что вы религиозны? Итак, религия - не бегство от фактов; религия - это понимание факта того, какой вы есть в своих ежедневных отношениях; религия - это манера вашей речи, то, как вы разговариваете, как относитесь к своим слугам, как обращаетесь со своей женой и детьми, остаётся путаница; в таком случае запутанный ум лишь создаёт большие путаницы, больше проблем и конфликта. Ум, уклоняющийся от действительности, от фактов отношений, никогда не найдёт Бога; ум, возбуждённый верой, не узнает истины. Но ум, понимающий свои отношения с собственностью, с людьми, с идеями, ум, не борющийся с проблемами, которые создаются отношениями и решение которых заключается не в удалении, а в понимании любви - только такой ум способен понять реальность.
Духовные задачи на каждый день
Вне веры
Мы, выяснили. что жизнь безобразна, болезненна, мучительна; мы хотим, чтобы какая-нибудь теория, какое-нибудь удовлетворительное предположение, некая доктрина объяснили это, и поэтому нас улавливает сеть разъяснений, слов, теорий, и постепенно верования становится глубоко укоренёнными и нерушимыми, ибо этими верованиями, за этими догмами таится неизменный страх неизвестного. Однако, мы никогда не смотрим на страх; мы отворачиваемся от него. Чем крепче верования, тем твёрже догмы. А когда мы исследуем эти верования - христианские, индусские, буддийские, - то обнаруживаем, что они разъединяют людей. Любая догма, любое верование сопровождается рядом ритуалов, рядом принуждений, которые связывают людей и разделяют людей. Итак, мы начинаем с попыток найти то, что истинно, уяснить значение этого мучения, этой борьбы, этой боли, и скоро нас улавливает сеть верований, ритуалов, теорий. Верование - это развращённость, потому что за верованием и нравственностью прячется ум, "я", которое становится огромным, могучим и сильным. Мы считаем веру в Бога, веру во что-то религией. Мы полагаем, что верить значит быть религиозным. Понимаете? Если вы не верите, вас будут считать атеистом, вы будете осуждены обществом. Одно общество осуждает тех, кто верит в Бога, а другое общество осуждает тех, кто не верит. Оба они одинаковы. Итак, религия становится делом веры - а вера действует и оказывает соответствующее влияние на ум; тогда ум уже никогда не свободным. Между тем, только в свободе вы можете обрести то, что истинно, что есть Бог, а не через веру, потому что сама ваша вера проецирует то, что, по вашему мнению, должно быть Богом, должно быть истиной.
Духовные задачи на каждый день
Экран веры
Вы верите в Бога. другой не верит в Бога, и так ваши верования вас разделяют. Вера организована по всему миру в виде индуизма, буддизма или христианства, поэтому она отделяет одного человека от другого. Мы запутались и думаем, что благодаря вере избавимся от этой путаницы; то есть, мы накладываем веру на путаницу и надеемся, что путаница благодаря этому исчезнет. Однако, вера - всего лишь бегство от факта путаницы; она помогает нам не лицезреть и понять этот факт, а убежать от путаницы. Чтобы понять путаницу, вера не нужна; вера действует лишь как экран между нами и нашими проблемами. Поэтому религия, которая является организованной верой, становится средством бегства от того, что есть, от факта путаницы. Человек, верящий в Бога, человек, верящий в посмертие или во что-то другое, убегает от факта того, кто он есть. Разве вы не знаете таких, кто верят в Бога, кто освещает пуджу, кто бормочут определённые песнопения и слова, а в своей обычной жизни властвуют, будучи жестокими, амбициозными, лживыми и бесчестными? Можно ли обрести Бога через бормотание слов, через веру? Но такие верят в Бога, они поклоняются Богу, они ежедневно ходят в храм, они делают всё, чтобы уклониться от факта того, кто они такие - и таких-то людей вы считаете уважаемыми, потому что они - это вы сами.
Духовные задачи на каждый день
Встречаться с жизнью заново.
Мне кажется, одним из того, что большинство из нас охотно принимают и полагают само собой разумеющимся, является вопрос веры. Я не нападаю на веру. Что мы пытаемся сделать, так это выяснить, почему мы принимаем веру; если мы можем понять мотивы, причину принятия, тогда, возможно, сможем не только понять, почему мы это делаем, но и освободиться от неё. Можно видеть, как политические и религиозные верования, национальные и разные иные виды разделяют-таки людей, создают-таки конфликты, путаницу и антагонизм, что вполне очевидно; между тем, мы не хотим от неё отказаться. Есть индуистская вера, христианская вера, бесчисленные буддийские сектантские и национальные верования, разнообразные политические идеологии, которые все между собой спорят, пытаясь обратить в свою веру. Ясно видно, что вера разделяет людей, создаёт нетерпимость; а можно ли жить без веры? Но выяснить это можно только если изучать себя в связи с верой. Можно ли жить в этом мире без веры, не менять веру, не заменять одну веру другой, а быть полностью свободным о всяких верований, чтобы каждую минуту встречаться с жизнью заново? В конце концов, такова истина: быть способным встречаться со всем заново, миг за мигом, без обусловливающей реакции прошлого, чтобы не было накопленного следствия, действующего как барьер между вами и тем, что есть.
Духовные задачи на каждый день

Вера мешает подлинному пониманию
Не будь у нас веры, что бы с нами случилось? Разве мы были бы очень испуганы тем, что может произойти? Не будь у нас образа действий, основанного на вере - в Бога ли, в коммунизм, в социализм, в империализм или в какую-либо религиозную формулу, какую-нибудь догму, нас обусловливающую, - мы бы чувствовали себя совершенно потерянными, не так ли? А разве за таким принятием веры не стоит страх - страх быть реально ничем, или быть пустым? В конце концов, чаша нужна только когда она пуста, и ум, наполненный верованиями, догмами, утверждениями, цитатами, в действительности нетворческий ум; это воспроизводящий ум.Убежать от этого страха - страха пустоты, страха одиночества, страха застоя, того, что не придёшь, не преуспеешь, не достигнешь, не будешь, не станешь - конечно, есть одна из причин, почему ты так охотно и жадно принимаешь верования, не так ли? А, принимая веру, понимаем ли мы себя? Нет. Вера, религиозная или политическая, очевидно, препятствует пониманию себя. Она действует как экран, через который мы смотрим на себя. А можем ли мы смотреть на себя без верований? Если убрать верования, все множество верований, которое есть у человека. разве останется на что взглянуть? Если у нас нет верований, с которыми отождествляется ум, то не отождествлённый ум способен взглянуть на себя, какой он есть - и тогда он, безусловно, начнёт понимать себя.
Духовные задачи на каждый день
Прямое наблюдение
Почему идеи пускают корни у нас в уме? Почему факты не становятся важнее всего - а не идеи? Почему именно теории, идеи, становятся столь значительными - а не факты? Не потому ли, что мы не можем понять факт, или не способны на это, или боимся взглянуть на факт? Поэтому идеи, домыслы, теории - это способы убежать от факта. Вы можете убежать, вы можете сделать всё, но факты есть: факт, что вам хочется есть, факт вашей амбициозности, факт вашей сексуальности, дюжина всего такого. Вы можете их подавить, можете их трансмутировать, что есть другая форма подавления; вы можете их контролировать, но все они налицо, подавленные, подконтрольные, дисциплинированные идеями... Разве идеи не забирают у вас энергию? Разве идеи не отупляют ваш ум? Вы можете быть умны со своими догадками, цитатами, но ясно, что цитирует тупой ум - он много прочитал и цитирует. Вы в один миг устраните конфликт с противоположностью, если будете жить фактом и, стало быть, высвобождать энергию, чтобы смотреть на факт. Для большинства из нас противоречие - именно то поле, в котором пойман ум. Я хочу делать одно, а делаю совершенно другое; но если я смотрю на факт того, что хочу это делать, то никакого противоречия нет; поэтому я в один миг разрушаю всякое чувство противоположности, и мой ум тогда занят лишь тем, что есть, и пониманием того, что есть.
Духовные задачи на каждый день
Действие без идеи
Только когда ум свободен от идеи, может прийти переживание. Идеи - не истина, а истина - это то, что должно переживаться непосредственно, миг за мигом. Вы не переживания хотите, а простого ощущения. Только когда можешь подняться над всем ворохом идей - над "я", над умом, который обладает частичной или полной непрерывностью, - только когда можешь подняться над ним, когда мышление совсем затихло, тогда-то и появляется состояние переживания. Тогда и узнаешь, что такое истина.
Духовные задачи на каждый день
Действие без процесса мышления
Что мы подразумеваем под идеей? Конечно, идея есть процесс мышления. Разве нет? Идея - это умственный процесс, думание, а думание - всегда реакция, либо сознательного, либо бессознательного. Думание - это процесс вербализации, который есть результат памяти; думание - это процесс времени. Поэтому, когда действие основано на процессе думания, такое действие неизбежно должно быть обусловленным, изолированным. Одна идея должна противостоять другой, одна идея должна господствовать над другой. Тогда меду действием и идеей есть разрыв. Что мы пытаемся выяснить, так это возможно ли действие без идеи. Мы видим, как идея разделяет людей. Как я уже объяснял, знание и вера - по сути, разделяющие качества. Верования никогда не соединяют людей; они всегда их разъединяют; когда действие основано на вере, или на идее, или на идеале, такое действие должно неизбежно быть изолированным, фрагментарным. Можно ли действовать без процесса мышления, поскольку мышление - это процесс времени, процесс расчёта, процесс самозащиты, процесс веры, отрицания, осуждения, оправдания? Конечно, вам придётся уяснить, как это сделал я, возможно ли вообще действие без идеи.
Духовные задачи на каждый день
Ограничивают ли идеи действие?
Могут ли идеи привести к действию или же идеи только формируют мышление и, стало быть, ограничивают действие? Когда действие подстёгивается идеей, действие никогда не может освободить человека. Это чрезвычайно важно уяснить. Если идея оформляет действие, то действие никогда не может положить конец нашим несчастьям, потому что, перед тем как её можно претворить в действие, нам надо сначала выяснить, как идея приходит в бытие.
Духовные задачи на каждый день
Идеология предотвращает действие.
Мир всегда близок к катастрофе. А сейчас, кажется ещё ближе. Видя, приближающуюся катастрофу, большинство из нас находят убежище в идее. Мы думаем, что эту катастрофу, этот кризис можно устранить с помощью идеологии. Идеология - всегда препятствие для прямых отношений, предотвращающее действие. Мы хотим мира только как идею, а не как действительность. Мы хотим мира на вербальном уровне, то есть только на уровне мышления, хотя гордо именуем его интеллектуальным уровнем. Но мир во всем мире - не мир. Мир может наступить только когда прекратится путаница, создаваемая вами и другими. Мы привязаны к миру идей, а не к миру. Мы ищем новых общественных и политических образцов, а не мира; мы озабочены примирением следствий, а не устранением причин войны. Такой поиск принесет лишь ответы, обусловленные прошлым. Это обусловленность есть то, что мы называем знание, переживанием; и новые меняющиеся факты переводятся, интерпретируются согласно этому знанию. Поэтому налицо конфликт между тем, что есть, и бывшим переживанием. Прошлое, которое является знанием, всегда должно быть в конфликте с фактом, который всегда в настоящем. Стало быть, оно не решит проблемы, а лишь увековечит условия, создавшие эту проблему.
Духовные задачи на каждый день
Действие без опоры на идею
Идея - это результат мыслительного процесса, мыслительный процесс - это отклик памяти, а память всегда обусловлена. Память всегда в прошлом, а вызов придает этой памяти жизнь в настоящем. У самой памяти жизни нет; она обретает жизнь в настоящем, когда встречается с вызовом. А любая память, спящая или активная, обусловлена, не так ли? Поэтому подход должен быть совершенно иным. Вам придется выяснить для себя, внутренне, действуете ли вы, исходя из идеи, и может ли быть действие без опоры на идею.
Духовные задачи на каждый день
Действие без идеи - это путь любви
Мысль всегда должна быть ограничена мыслителем, который обусловлен; мыслитель всегда обусловлен и никогда не свободен; если приходит мысль, немедленно следует идея. Чтобы действовать, идея обязана создать больше путаницы. Зная все это, можно ли действовать без идеи? Да, таков путь любви. Любовь не идея; она не ощущение; она не память; она не чувство отсрочки, средство самосохранения. Уяснить путь любви можно только когда мы понимаем весь процесс идеи. А можно ли оставить остальные пути и познать путь любви, единственный путь искупления? Никакие другие пути, ни политические, ни религиозные, не разрешат проблемы. Это не теория, которую вам надо продумать и применить в своей жизни; это должно осуществиться в действительности. Когда вы любите, есть ли у вас идея? Не принимайте ее; просто смотрите на нее, исследуйте ее, оцените ее глубину, ибо любой другой способ мы пробовали, и ответа на нужду нет. Политики могут его обещать; так называемые религиозные организации могут обещать будущее счастье, но сейчас его нет, а будущее сравнительно маловажно, когда я голоден. Мы пробовали любой другой способ и можем познать только путь любви, если знаем путь идеи и оставляем идею, то есть проводим действие.
Духовные задачи на каждый день
Конфликт противоположностей
Интересно, есть ли такое явление как зло? Пожалуйста, уделите этому внимание, пойдемте со мной, давайте исследуем вместе. Мы говорим, что есть добро и зло. Есть зависть и любовь, и мы говорим: зависть это зло, а любовь это добро. Почему мы разделяем жизнь, называя это хорошим, а то плохим, создавая, тем самым, конфликт противоположностей? Дело не в том, что нет зависти, ненависти, жестокости в человеческом уме и сердце, что отсутствуют сострадание, любовь, но почему мы разделяем жизнь на то, что называем добром, и то, что называем злом? Разве в действительности нет только одного, а именно ума, который невнимателен? Конечно, когда есть полное внимание, то есть когда ум вполне осведомлен, бдителен, наблюдателен, нет такого явления, как зло и добро; есть лишь пробужденное состояние. Тогда благо - не качество, не добродетель, это состояние любви. Когда есть любовь, нет ни добра, ни зла, есть только любовь. Если вы на самом деле кого-то любите, то не думаете о добре или зле, все ваше существо наполнено любовью. Только когда прерывается полное внимание, любовь, наступает конфликт между тем, какой я есть, и тем, каким я должен быть. Тогда то, какой я есть - это зло, каким должен быть, называется добром. Вы отслеживаете собственный ум и видите, что, как только ум перестает мыслить в категориях становления чем-то, следует прекращение действия, которое не есть застой; это состояние полного внимания, которое есть благо.
Духовные задачи на каждый день
Вне двойственности
Разве вы ее не сознаете? Разве ее действия не очевидны, ее пытка не сокрушает? А кто ее создал, как не каждый из нас? Кто за нее отвечает, как не каждый из нас? Как мы создаем добро, каким бы маленьким оно ни было, так создаем и зло, каким бы огромным оно ни было. Добро и зло - части нас, они и независимы от нас. Когда мы мыслим-чувствуем узко, с завистью, жадностью и ненавистью, мы умножаем зло, которое обращается на нас и раздирает нас. Эта проблема добра и зла, эта проблема конфликта всегда с нами, ибо мы ее создаем. Она становится нашей частью: хотение и не хотение, любовь и ненависть, вожделение и отречение. Мы непрестанно создаем эту двойственность, которая улавливаем мысль-чувство. Мысль-чувство может преодолеть добро и его противоположность, подняться над ними только когда понимает их причину: вожделение. Понимание достоинства и недостатка приносит свободу от обоих. Противоположности нельзя соединить, их надо преодолеть, растворив вожделение. Любую противоположность следует устранить из мысли, из чувствования, так всесторонне и глубоко, как только возможно, из всех слоев сознания; благодаря этому устранению из мысли, из чувствования пробуждается новое понимание, которое не является продуктом вожделения или времени. Мы вкладываемся в зло, так же как вкладываемся в добро. Похоже, люди объединяются, скорее, в ненависти, чем в добре. Мудрый осознает причину зла и добра и через понимание освобождает от них мысли-чувства.
Духовные задачи на каждый день
Оправдание зла
Очевидно, нынешний кризис во всем мире исключительный, беспрецедентный. Разные кризисы имеют место всегда в истории: общественные, национальные, политические. Кризисы приходят и уходят; экономические спады, депрессии наступают, изменяются и продолжаются в иной форме. Мы это знаем, мы знакомы с этим процессом. Конечно, нынешний кризис другой, не так ли? Он другой, во-первых, потому, что мы имеем дело не с деньгами или чем-то осязаемым, а с идеями. Этот кризис исключительный, потому что он в сфере идей. Мы ссоримся с идеями, мы оправдываем убийства; повсюду в мире мы оправдываем убийства как средство, ведущее к правильной цели, что само по себе беспрецедентно. Прежде зло признавалось злом, убийство признавалось убийством, а сейчас убийство является средством добиться благородного результата. Убийство, человека или группы людей, оправдано, потому что убийца или группа, которую убийца представляет, оправдывает его как средство достижения результата, благодетельного для человека. То есть, мы жертвуем настоящим ради будущего - и не важно, какие средства мы используем, пока наша декларируемая цель - произвести результат, который, как мы говорим, будет благодетельным для человека. Отсюда следует, что неправильное средство приведет к правильной цели, и вы оправдываете неправильное средство идеями... У вас есть чудесный набор идей для оправдания зла, и это, конечно же, беспрецедентно. Зло есть зло; оно не может привести к добру. Война не средство ведущее к миру.
Духовные задачи на каждый день
У блага нет мотива
Если у меня мотив быть хорошим, несёт ли это благо? Или благо есть нечто, совершенно лишённое побуждения быть хорошим, которое всегда основано на мотиве? Есть ли противоположность плохому, противоположность злу? Любая противоположность содержит семя собственной противоположности, не так ли? Есть жадность, и есть идеал не-жадности. Когда ум стремится к не-жадности, когда он пытается стать не жадным, он по прежнему жаден, так как он хочет быть чем-то. Жадность подразумевает делание, достижение, расширение; и когда ум видит, что не надо платить за то, чтобы быть не жадным, он хочет стать не жадным, так что мотив остается тем же; чем-то стать или чего-то добиться. Когда ум хочет не хотеть, корень хотения, желания, остается. Поэтому благо - не противоположность злу; это совершенно другое состояние. А что это за состояние? Очевидно, у блага нет мотива, потому что любой мотив основан на "я", это эгоцентричное движение ума. Так что мы подразумеваем под благом? Конечно, благо есть только когда есть полное внимание. У внимания нет мотива. Когда есть мотив для внимания, есть ли внимание? Если я напрягаю внимание, чтобы чего-нибудь добиться, то достижение, будь оно хорошим или плохим, не является вниманием, это отвлечение внимания. Разделение. Благо может быть только при полноте внимания, в котором нет усилия быть или не быть.
Духовные задачи на каждый день
Человеческая эволюция
Должны ли вы познать пьянство, чтобы познать трезвость? Должны ли вы пройти через ненависть, чтобы узнать, что значит быть сострадательным? Должны ли вы пройти через войны, разрушая себя и других, чтобы узнать, что такое мир? Конечно, думать так совершенно неверно, не правда ли? Сначала вы допускаете, что если эволюция, рост, движение от плохого к хорошему, а затем строите свое мышление на этом образе. Наверное, есть физический рост, в ходе которого крохотное растеньице вырастает в высокое дерево; есть технический прогресс, в ходе которого колесо превращается за столетия в реактивный самолет. Но есть ли психологический прогресс, эволюция? Именно это мы и обсуждаем: есть ли рост, эволюция, "меня", начинающегося злом и заканчивающегося добром? В процессе эволюции, в процессе времени может ли "я" - как центр зла - когда-нибудь стать благородным, хорошим? Очевидно, нет. То, что является злом, психологическое "я", всегда останется злом. Но мы не хотим этого видеть. Мы думаем, что в ходе времени, в ходе роста и изменения, "я", в конце концов, станет реальностью. В этом наша надежда, в этом наше страстное желание - чтобы "я" сделалось со временем совершенным. А что такое "я"? Это название, форма, ворох воспоминаний, надежд, разочарований, страстных желаний, страданий, горестей, приходящих радостей. Мы хотим, чтобы это "я" длилось и становилось совершенным, потому и говорим, что вне "я" есть "верховный", высшее "я", духовная сущность, которая вне времени, но, поскольку мы о ней мыслим, эта "духовная" сущность все еще в поле времени, не так ли? Если мы можем о ней думать, то она, очевидно, находится в поле нашей рассудочности.
Духовные задачи на каждый день
Свобода от занятости
Может ли ум быть свободным от прошлого, свободным от мысли - не от хорошей или плохой мыли? Как это выяснить? Я могу это выяснить, только отслеживая, чем ум занят. Если мой ум занят хорошим или занят плохим, он тогда озабочен только прошлым, он занят прошлым. Он не свободен от прошлого. Поэтому что важно, так это выяснить, чем ум занят. Если он вообще занят, то всегда занят прошлым, потому что все наше сознание есть прошлое. Прошлое находится не только на поверхности, но и на высшем уровне, и напряжение, оказываемое на бессознательное, это тоже прошлое. Может ли ум быть свободным от занятости? Это значит - может ли ум быть абсолютно не занятым и позволять памяти, мыслям хорошим и плохим, проплывать мимо, не выбирая их? В тот момент, когда ум занят одной мыслью, хорошей или плохой, он озабочен прошлым... Если вы по-настоящему вслушиваетесь - не просто в слова, а в нечто более глубокое, - то увидите, что приходит устойчивость, которая нет от ума, которая является свободой от прошлого. Однако, прошлое никогда нельзя отставить в сторону. Прошлое отслеживается по мере того, как оно проходит, но им не озабочиваются. Поэтому ум волен наблюдать, а не выбирать. Когда есть выбор при движении реки памяти, есть озабоченность; как только ум озабочен, он уловлен прошлым; а когда ум уловлен прошлым, он не способен увидеть ничего реального, истинного, нового, оригинального, не загрязненного.
Духовные задачи на каждый день
Мышление производит усилие
"Как оставаться свободным от злых мыслей, злых и неуправляемых мыслей?" Есть ли мыслитель, некто, отделенный от мыслей, от злых и неуправляемых мыслей? Пожалуйста, понаблюдайте за своим умом. Мы говорим: "Есть я, который говорит", "Это неуправляемая мысль", "Это плохо", "Я должен контролировать эту мысль", "Я должен держаться этой мысли". Вот то, что мы знаем. Разве человек, "я", мыслитель, судья, тот, кто судит, цензор - разве он отличен от всего этого? Разве "я" отлично от мысли, отлично от зависти, отлично от зла? "Я" утверждающее, что оно отлично от этого зла, вечно пытается меня подавить, пытается меня оттолкнуть, пытается чем-то стать. Поэтому налицо борьба, усилия оттолкнуть мысли, не быть неуправляемым. Мы в самом процессе мышления создали проблему усилия. Понимаете? Потом вы порождаете дисциплину, контролирующую мысль - я контролирую нехорошую мысль, я пытаюсь стать независтливым, не жестоким, быть таким-то, а не таким-то. И вы приводите в существование сам процесс усилия, когда есть "я" и то, что оно контролирует. Таков факт нашего ежедневного существования.
Поделиться!
Подпишитесь на обновление!