Подписка на новости
Подписавшись, Вы получаете доступ ко всем ресурсам: мы будем предупреждать Вас о дате начала курсов, путешествий и других мероприятий.

духовные задачи на каждый день

Автор: Кришнамурти Джидду

Духовные задачи
/апрель/
Желание, секс, брак, страсть


Духовные задачи на каждый день
Есть только вожделение
Нет сущности, отдельной от вожделения; есть только вожделение, нет того, кто вожделеет. Вожделение применяет разные маски в разное время, в зависимости от своих интересов. Память об этих варьирующихся интересах сталкивается с новым, что вызывает конфликт, и так рождается выбирающий, утверждающийся как сущность, отдельная и отличающая от вожделения. Но сущность не отдельна от своих качеств. Сущность, которая пытается заполнить пустоту, неполноту, одиночество, или бежать от них, не отделена от того, чего она избегает; она и есть это. Она не может убежать от себя; все, что она может сделать, это понять себя. Она и есть свое одиночество, своя пустота; постольку, поскольку она считает их чем-то отдельным от себя, она будет пребывать в иллюзии и бесконечном конфликте. Когда же она будет непосредственно чувствовать, что является собственным одиночеством, только тогда может прийти свобода от страха.Страх существует лишь в связи с представлением, а представление - это отклик памяти в виду мысли. Мысль есть результат опыта, и, хотя она может размышлять о пустоте, иметь ощущения в связи с ней, она не может познать пустоту непосредственно. Слово "одиночество", ассоциирующееся с памятью о боли и страхе, предотвращает его свежее переживание.Слово - это память, и когда слово больше не несет значения, отношения между переживающим и переживаемым становятся совершенно иными; тогда отношения прямые, а не через слово, через память; тогда переживающий и есть переживаемое, и только это приносит свободу от страха.
Духовные задачи на каждый день
Понимание желания
Нам придется понимать желание, а очень трудно понимать нечто, столь жизненно важное, столь требовательное, столь необходимое, потому что само исполнение желания сопровождается страстью с ее удовольствие и болью. И если хочешь понять желание, то, очевидно, не должно быть выбора. Вы не можете оценивать желание как хорошее или плохое, благородное или низкое, или говорить: Я буду придерживаться этого желания и отвергать то. Все это придется оставить, если мы собираемся найти истину желания - его красоту, уродство или что бы то ни было.
Духовные задачи на каждый день
Желание придется понять
Давайте рассмотрим желание. Нам знакомы, не так ли, желание противоречивое, желание извращенное, тянущее в разных направлениях; боль, смятение, тревога в связи с желанием, а также дисциплина, контроль. И в извечной битве с ним мы вытряхиваем его из всякого облика и осознания, но оно здесь, неизменно наблюдающее, ожидающее, подталкивающее. Делайте что хотите, очищайте его, бегите от него, отвергайте или принимайте, предоставляйте ему всю власть - оно всегда здесь. А мы знаем, что религиозные наставники и прочие говорят, что надо не иметь желаний, быть отстраненными - что по-настоящему абсурдно, потому что желание придется понять, а не разрушить. Если вы разрушите желание, вы можете разрушить саму жизнь. Если вы извратите желание, оформите его, будете контролировать, над ним господствовать, его подавлять, вы можете разрушать нечто чрезвычайно прекрасное.
Духовные задачи на каждый день
Качество желания
Что случится, если вы будете осуждать желание, не будете оценивать его как хорошее или плохое, а просто осознавать его? Интересно, знаете ли вы, что значит что-то осознавать? Большинство из нас не осознают, потому что мы так привыкли к осуждению, оценке, расчету, отождествлению, выбору. Очевидно, выбор мешает осознанию, потому что выбор всегда делается в результате конфликта. Осознавать, когда вы входите в комнату, видеть всю мебель, ковер или его отсутствие, и так далее - просто видеть, осознавать, без всякого чувства оценки - очень трудно. Вы когда-нибудь пытались взглянуть на человека, цветок, идею, эмоцию без всякого выбора, без всякой оценки?
И если делать то же в отношении желания, если жить вместе с ним - не отвергая его и не говоря: "Что мне делать с этим желанием? Оно такое безобразное, такое необузданное, такое яростное?", не ассоциируя его с каким-нибудь названием, символом, не характеризуя его словом - разве оно уже не будет вызывать смятение? Разве желание тогда нечто, что надо отбросить, разрушить? Мы хотим его разрушить, потому что одно желание впивается в другое, создавая конфликт, страдание и противоречие, и можно видеть, как мы пытаемся бежать от этого извечного конфликта. Итак, можно ли осознавать тотальность желания? Под тотальностью я подразумеваю не просто одно желание или множество желаний, а тотальное качество самого желания.
Духовные задачи на каждый день
Почему бы не испытывать удовольствия?
Вы видите изумительный рассвет, прекрасное дерево, реку, делающую широкий изгиб, или красивое лицо, и смотреть на них - истинное удовольствие, наслаждение. Что тут не так? Мне кажется, путаница и страдание начинаются, когда это лицо, эта река, это облако, эта гора становятся памятью, а память тогда требует большего удовольствия; мы хотим, чтобы это повторялось. Мы все это знаем. Я испытывал некое удовольствие, или вы чем-то наслаждались, и мы хотим повторения. Будь то быть сексуальным, или искусным, или интеллектуальным, или чем-то иным - мы хотим повторения, и полагаю, именно удовольствие начинает омрачать ум и создавать ценности, которые являются ложными, а не действительными.
Что важно, так это понять удовольствие, не пытаться от него избавиться, - это слишком глупо. Никто не может избавиться от удовольствия. Но понять природу и структуру удовольствия необходимо, потому что если жизнь - сплошное удовольствие, и если хочется именно этого, то вместе с удовольствие приходит страдание, путаница, иллюзии, ложные ценности, которые мы создаем, и, потому, нет никакой ясности.
Духовные задачи на каждый день
Здоровая, нормальная реакция
Мне придется выяснить, почему желание имеет такую власть в моей жизни. Оно может быть правильным или оно может быть неправильным. Мне придется выяснить. Я это вижу. Возникает желание, которое является реакцией, которое является здоровой, нормальной реакцией; в противном случае я был бы мертв. Я вижу красивую вещь и говорю: Ей-богу, я ее хочу. Не скажи я этого, я был бы мертв. Между тем, постоянная погоня за этим приносит боль. Вот в чем моя проблема - есть боль, так же как и удовольствие. Я вижу красивую женщину, и она красива; было бы очень абсурдным сказать: Нет, это не так. Это факт. Но что придает продление удовольствию? Очевидно, мысль, думание о нем...
Я думаю о нем. Тогда уже нет прямого отношения к объекту, который есть желание, но мысль сейчас усиливает желание тем, что думает о нем, вызывает образы, картины, идеи...
Мысль приходит и говорит: Пожалуйста, у вас должно это быть; это рост; это важно; это неважно; это просто необходимо для вашей жизни; это совсем не нужно для вашей жизни.
Но я могу взглянуть на это и ощутить желание, вот и все, - и нет никакого вмешательства мысли.
Духовные задачи на каждый день
Умирать для малого
Вы когда-нибудь пытались умереть для удовольствия добровольно, не насильственно? Обычно, когда вы умираете, вы этого не хотите; смерть приходит и вас забирает; это не добровольный акт, кроме как в случае самоубийства. Но пытались ли вы когда-нибудь умереть добровольно, легко, почувствовать ощущение отказа от удовольствия? Очевидно, нет. В настоящее время ваши идеалы, ваши удовольствия, ваши амбиции суть то, что придает им так называемое значение. Жизнь - это проживание, избыток, полнота, отказ, а не ощущение "я имею значение". Это простая деятельность ума. Если вы экспериментируете с умиранием для малого, этого уже достаточно. Просто умирать для малых удовольствий - с легкостью, с комфортом, с улыбкой - достаточно, ибо вы тогда увидите, что ваш ум способен умирать для многого, умирать для всех воспоминаний. Машины возлагают на себя функции памяти - компьютеры, - а человеческий ум нечто большее, чем чисто механическая привычка к ассоциации и памяти. Но он не сможет стать этим нечто, если не умирает для всего, что знает.А чтобы увидеть истину всего сказанного, нужен молодой ум, ум, функционирующий не просто в поле времени. Молодой ум умирает для всего. Способны ли вы увидеть истину этого немедленно, почувствовать истину этого мгновенно? Вы можете не увидеть всего исключительного значения сказанного, безмерной тонкости, красоты этого умирания, его богатства, но даже прислушивание к нему засевает семя, и значение этих слов пускает корень - не только на поверхностном, сознательном уровне, но и во всем бессознательном.
Духовные задачи на каждый день
Секс
Секс - это проблема, потому что, казалось бы, этому акту присуще полное отсутствие себя. В этот миг вы счастливы, потому что прекращается самосознание, "я", и желание добиться еще большего: большего отрицания "я", которое принесет полноту счастья, когда ни прошлое, ни будущее не требуют этой полноты счастья благодаря полному слиянию, интеграции, - конечно, оно становится наиважнейшим делом, не так ли? Ведь это то, что приносит мне неподдельную радость, полное самозабвение, и я хочу его все больше и больше. А почему я хочу его все больше? Потому что в любом ином состоянии я нахожусь в конфликте, в любом ином состоянии, на всех многообразных уровнях существования идет укрепление "я". В экономическом, социальном, религиозном отношении идет постоянное уплотнение "я", которое и есть конфликт. Самосознание, по самой своей сути, есть конфликт.
Поэтому проблема, конечно, не в сексе, а в том, как освободиться от "я". Вы ощущаете такое состояние бытия, когда "я" нет, пусть лишь в течение нескольких секунд, или дня, или как угодно, а когда есть "я", есть конфликт, есть страдание, есть раздор. Поэтому гложет постоянная жажда свободы от "я".
Духовные задачи на каждый день
Окончательное убежище
Что мы имеем в виду под проблемой секса? Идет ли речь об акте или о мысли об акте? Конечно, дело не в акте. Сексуальный акт - не проблема для вас, как и проблема приема пищи, но если вы целыми днями думаете о пище или о чем-нибудь другом, потому что вам больше не о чем думать, то это становится для вас проблемой. Почему вы оформляете ее - а вы это, несомненно, делаете? Кинотеатры, журналы, сплетни, то, как женщины одеваются, все оформляет вашу мысль о сексе. А почему ум ее оформляет, почему ум вообще думает о сексе? Почему, сэры и леди? Это ваша проблема. Почему? Почему это становится центральной темой вашей жизни? В то время как масса всего призывает ваше внимание, требует его, вы уделяете исключительное внимание мысли о сексе. Что происходит, почему ваш ум так им занят?Да потому, что это окончательное убежище, не правда ли? Это способ полного самозабвения. На какое-то время, хота бы на мгновение, вы можете забыться - и нет иного способа забыться. Все другое, что вы делаете в жизни, делает упор на "мне", на "я". Ваше дело, ваша религия, ваши прибежища, ваша общественная деятельность, ваше вступление в одну партию и отвержение другой - все это делает упор на "мне" и придает ему силу. Когда у вас в жизни есть только одно средство, предоставляющее окончательное убежище, полное самозабвение, пусть лишь на пару секунд, вы цепляетесь за него, потому что только в этот единственный момент вы счастливы.
Вот почему секс становится чрезвычайно трудной и сложной проблемой, пока вы не понимаете ум, который думает об этой проблеме.
Духовные задачи на каждый день
Мы делаем из секса проблему
Почему так происходит, что все, чего мы касаемся, мы превращаем в проблему?.. Почему секс стал проблемой? Почему мы покорно живем с проблемами, почему не положим им конец? Почему не умираем от своих проблем, вместо того, чтобы терпеть их день за днем, год за годом? Конечно, секс - существенный вопрос, на который я сейчас отвечу, но встает первостепенный вопрос: почему мы превращаем жизнь в проблему? Работа, секс, зарабатывание денег, мышление, чувствование, переживание, знаете ли, все дело жизни - почему это проблема? Разве не потому, что мы сегодня думаем с конкретной точки зрения, с фиксированной точки зрения? Мы всегда думаем от центра к периферии, но периферия - это центр для большинства из нас, поэтому все, чего мы касаемся, поверхностно. Между тем, жизнь не поверхностна: она требует жизни в полноте, а поскольку мы живем лишь поверхностно, нам знакомы лишь поверхностные реакции. Что бы мы ни делали на периферии, это должно неизбежно создавать проблему, и такова наша жизнь - мы живем в поверхностном, и мы довольны жизнью в нем со всеми проблемами поверхностного. Поэтому проблемы существуют постольку, поскольку мы живем в поверхностном, на периферии, а периферия - это "я" со своими ощущениями, которые можно проявить или сделать субъективными, которые можно отождествить со вселенной, со страной или с чем-нибудь еще, созданным умом. Поэтому, пока мы живем в поле ума, не обойтись без осложнений, без проблем; и это все, что мы знаем.
Духовные задачи на каждый день
Что вы подразумеваете под любовью?
Любовь - это непознаваемое. Ее можно осознать только когда известное понятно и трансцендировано. Только когда ум свободен от известного, только тогда появится любовь. Поэтому мы должны подходить к любви негативно, а не позитивно.
Что такое любовь для большинства из нас? В нас, когда мы любим, проявляются собственнический инстинкт, господство или подчинение. Из такого собственничества возникают ревность и страх потери, и мы легализуем этот собственнический инстинкт. Из собственнического инстинкта возникает ревность и бесчисленные конфликты, известные каждому. Тогда собственнический инстинкт - не любовь. И любовь не сентиментальна. Сентиментальность, эмоциональность исключает любовь. Чувствительность и эмоции - простые ощущения.
Только любовь способна трансформировать безумие, смятение и борьбу. Никакая система, никакая теория левых или правых не может принести мир и счастье. Где есть любовь, нет собственнического инстинкта, нет зависти; есть милосердие и сострадание, причем не в теории, а на практике - в отношении вашей жены и ваших детей, вашего соседа и вашего слуги... Только любовь может принести милосердие и красоту, порядок и мир. Налицо любовь с ее благословением, когда "вы" перестаете быть.
Духовные задачи на каждый день
Пока мы чем-то обладаем, мы никогда не будем любить
Мы знаем любовь как ощущение, не правда ли? Когда мы говорим, что любим, мы знаем ревность, мы знаем страх, мы знаем тревогу. Когда вы говорите, что кого-то любите, то подразумеваете все это: зависть, желание обладать, желание присвоить, господствовать, страх потери, и так далее. Все это мы называем любовью, и мы не знаем любви без страха, без зависти, без обладания, мы лишь разглагольствуем о состоянии любви без страха, мы называем ее безличной, чистой, божественной или Бог знает как еще, но факт в том, что мы склонны к ревности, господству, обладанию. Мы узнаем состояние любви только когда ревность, зависть, собственнический инстинкт, господство придут к концу, а пока мы чем-то обладаем, мы никогда не полюбим... Когда вы думаете о человеке, которого любите? Вы думаете о ней, когда она ушла, когда ее нет, когда она вас оставила... Итак, вам не хватает человека, которого, как вы говорите, вы любите, только когда вы встревожены, когда вы страдаете, а пока вы владеете этим человеком, вам не приходится о нем думать, потому что владение не вызывает тревоги.
Мышление имеет место, когда вы встревожены - а вы склонны к тревоге, когда ваше мышление связано с тем, что вы называете любовью. Конечно, любовь не от ума, а поскольку то, что от ума, полнит наше сердце, в нас нет любви. То, что от ума - это ревность, зависть, амбиция, желание чем-то быть, добиться успеха. Все это полнит наше сердце, и тогда вы говорите, что любите; но как вы можете любить, когда внутри вас все эти смущающие элементы? Когда есть дым, откуда взяться чистому пламени?
Духовные задачи на каждый день
Любовь - не долг
Когда есть любовь, нет никакого долга. Когда вы любите свою жену, вы делитесь с ней всем: своей собственностью, своим беспокойством, своей тревогой, своей радостью. Вы не господствуете. Вы не мужчина, а она не женщина, которую нужно использовать и отбросить, нечто вроде рожающей машины, чтобы увековечить вашу фамилию. Когда есть любовь, слово "долг" исчезает. Только мужчина, у которого нет в сердце любви толкует о праве и долге, и в нашей стране долг и право занимают место любви. Урегулирование становится более важным, чем тепло привязанности. Когда есть любовь, проблема проста; когда любви нет, проблема усложняется. Когда мужчина любит своих жену и детей, он никогда не думает в терминах долга и права. Сэры, исследуйте собственные сердце и ум. Я знаю, вы посмеетесь, - это один из трюков безмыслия: посмеяться над чем-то и отбросить это в сторону. Ваша жена не разделяет с вами ответственности, ваша жена не разделяет с вами собственности, у нее нет половины всего, чем вы владеете, потому что вы считаете, что женщина ниже вас, является чем-то, чем надо владеть и сексуально пользоваться, когда вам это требуется и приспичило. Поэтому вы изобрели слова "право" и "долг", а когда женщина бунтует, вы бросаете ей в лицо эти слова.Только статическое общество, деградирующее общество толкует о долге и праве. Если вы по-настоящему исследуете свои сердце и ум, то обнаружите, что в вас нет любви.
Духовные задачи на каждый день
То, что от ума
То, что мы называем своей любовью - от ума. Посмотрите на себя, сэры и леди, и увидите: то, что я говорю, несомненно, верно, в противном случае наша жизнь, наш брак, наши отношения были бы совершенно иными, у нас было бы новое общество. Мы соединяемся с другими в результате не слияния, а контракта, который называется любовью, браком. Любовь не соединяет, не регулирует - она не личная, ни безличная, это состояние бытия. Человек, желающий соединиться с чем-то большим, слиться с другим человеком, избегает страдания, смятения, но ум все же пребывает в разделенности, которая является разложением. Любовь не знает ни слияния, ни рассеивания, она ни личная, ни безличная, это состояние бытия, которое ум не способен обрести, он может его описать, присвоить ему термин, название, но слово, описание - не любовь.Только когда ум утих, он может познать любовь, и это состояние тишины - не то, что можно культивировать.
Духовные задачи на каждый день
Обдумывая брак
Мы пытаемся понять проблему брака, под которой подразумеваются сексуальные отношения, любовь, товарищество, общение. Очевидно, если нет любви, брак становится позорным, не так ли? Тогда он становится простым наслаждением. Любить - одно из самых трудных дел, не правда ли? Любовь может возникнуть, может существовать только когда "я" отсутствует. Без любви отношения приносят боль; какими бы услаждающими или какими бы поверхностными они ни были, они приводят к скуке, к рутине, к привычке, со всем, что под ними подразумевается. Тогда сексуальные проблемы начинают довлеть. Обдумывая брак, нужен он или нет, надо, прежде всего, постичь любовь. Конечно, любовь - это непорочность, без любви вы не можете быть непорочным; вы можете быть целомудренным - и мужчина, и женщина - но это не то, что быть непорочным, не то, чтобы быть чистым, если нет любви. Если у вас есть идеал непорочности, иначе говоря, если вы хотите стать непорочным, то в этом тоже нет любви - потому что это просто желание стать чем-то, что, как вы считаете, является благородным, что, как вы считаете, поможет вам найти Реальность; в этом нет никакой любви. Блуд - не непорочность, он ведет только к распаду, к страданию. Так же и погоня за идеалом. Оба исключают любовь, оба подразумевают становление чем-то, потворство чему-то, и, стало быть, вы становитесь важным, а когда вы важный, любви нет.
Духовные задачи на каждый день
Любовь не знает приспособления
Любовь - не от ума, правда? Любовь не просто половой акт, не так ли? Любовь - нечто, чего ум, наверное, не способен воспринимать. Любовь - нечто, чего нельзя сформулировать. А без любви вы завязываете отношения, без любви вы вступаете в брак. Тогда, в браке, вы "приспосабливаетесь" друг к другу. До чего милая фраза! Вы приспосабливаетесь друг к другу, что, опять же, является интеллектуальным процессом, разве нет?.. Такое приспособление - явно ментальный процесс. Как и любое приспособление. Но, безусловно, любовь не знает приспособления. Вы знаете, не так ли, что, если вы любите другого, нет никакого "приспособления"? Есть только полное слияние. Только когда нет любви, мы начинаем приспосабливаться. И такое приспособление называется браком. Вот почему брак недостаточен, сам является источником конфликта, битвой между людьми. Это чрезвычайно сложная проблема, как и все проблемы, только сложнее, потому что наклонности, потребности так сильны! Поэтому ум, который просто приспосабливается, никогда не сможет стать непорочным. Ум, ищущий счастья через секс, никогда не сможет стать непорочным. Хотя вы на миг, во время этого акта, можете явить самоотречение, самозабвение, сама погоня за счастьем - которая от ума - делает ум порочным. Непорочность появляется только когда есть любовь.
Духовные задачи на каждый день
Любить значит быть непорочным
Проблема секса непроста, и ее нельзя разрешить на ее собственном уровне. Пытаться разрешить ее чисто биологически - абсурдно, а подходить к ней под углом религии или пытаться разрешить ее, как если бы речь шла о простом физическом урегулировании, о действии желез, или же огородить ее табу и осуждениями - все это слишком незрело, глупо, по-детски. Тут требуется разум высшего порядка. Понимание себя, в своих отношениях с другими, требует разума гораздо более быстрого и утонченного, чем нужно для понимания природы. Мы же ищем понимания без разума; мы хотим немедленного действия, немедленного решения, и проблема становится все более и более важной... Любовь - не просто мысль; мысли всего лишь внешнее действие ума. Любовь гораздо глубже, намного глубиннее, и глубину жизни можно открыть только в любви. Без любви жизнь не имеет смысла, и это грустная часть нашего существования.Мы стареем, оставаясь незрелыми; наше тело становится старым, жирным и безобразным, а мы остаемся неразумными. Хотя мы об этом читаем и говорим, мы никогда не ощущаем аромата жизни. Простые чтение и рассуждение свидетельствуют лишь о полном отсутствии тепла сердца, которое обогащает жизнь, и без качества любви - делайте что хотите, вступайте в любое общество, выдвигайте любой закон - вам не разрешить этой проблемы. Любить значит быть непорочным. Простой интеллект - не непорочность. Человек, пытающийся быть непорочным в мысли, порочен, потому что не знает любви. Только тот, кто любит, непорочен, чист, не подвержен разложению.
Духовные задачи на каждый день
Постоянное размышление - это трата энергии
Большинство из нас тратят свою жизнь в усилиях, в борьбе, а усилия, борьба, стремление - это рассеивание энергии. Человек, в продолжение всего своего исторического периода, говорил: чтобы найти реальность, или Бога - как бы его не называть, - вы должны быть целомудренны, то есть, вы приносите обет девственности и подавления, контроля, бесконечной битвы с собой всю свою жизнь, чтобы сдержать свой обет. Посмотрите на трату энергии! Это также трата энергии на потворство. И она имеет гораздо большее значение, когда вы подавляете. Усилие, идущее на подавление, на контроль, на отвержение вашего желания, искажает ваш ум, и в результате этого искажения появляется чувство аскетизма, которое становится суровым. Пожалуйста, послушайте. Понаблюдайте его в себе, и понаблюдайте людей вокруг. И понаблюдайте эту трату энергии, битву. Не последствия секса, не действительный акт, а идеалы, образы, удовольствие, - постоянное размышление о них есть трата энергии. И большинство людей тратят свою энергию либо через отвержение, либо через обет девственности, либо через бесконечное размышление о нем.
Духовные задачи на каждый день
Идеалист не может познать любовь
Те, кто пытается быть целомудренным, чтобы достичь Бога, не целомудренны, ибо ищут результата, или выгоды, и, таким образом, заменяют секс целью, результатом - из страха. В их сердце нет любви и не может быть чистоты, между тем, только чистое сердце может найти реальность. Дисциплинируемое сердце, подавляемое сердце не может знать, что такое любовь. Оно не может познать любовь, если его улавливает привычка, ощущение - религиозное или физическое, психологическое или чувственное. Идеалист - это имитатор и, потому, не может познать любовь. Он не может быть великодушным, полностью отдаваться, не думая о себе. Только когда ум и сердце не обременены страхом, рутиной чувственных привычек, когда есть великодушие и сострадание, есть и любовь. Такая любовь девственна.
Духовные задачи на каждый день
Понимать страсть
Разве наказывать себя - это религиозная жизнь? Разве подавление тела или ума - это признак понимания? Разве самобичевание - путь к реальности? Разве девственность - отрицание? Вы думаете, что далеко уйдете через отвержение? Вы на самом деле считаете, что может быть мир через конфликт? Разве средства не означают гораздо большего, чем цель? Цель может быть, а средства уже есть. Действительное, то, что есть, должно пониматься, а не удушаться решимостью, идеалами и умными рассуждениями. Скорбь - не путь к счастью.То, что называется страстью, надо понимать, а не подавлять или очищать, и нехорошо искать ей замену. Что бы вы ни делали, какое бы средство ни изобрели, это лишь укрепляет то, что не пользуется любовью и пониманием. Любить так называемую страсть значит понимать ее. Любить значит быть в прямом общении, и вы не можете что-то любить, если негодуете на него, если у вас есть о нем идеи, выводы. Как вы можете любить и понимать страсть, если приняли обет против нее? Обет - это форма сопротивления, а то, чему вы сопротивляетесь, в конце концов вас одолеет. Истину нельзя одолеть, вы не можете взять приступом, она утечет у вас между пальцев, если вы попытаетесь ее схватить. Истина приходит безмолвно, когда вы не знаете об этом. То, что вы знаете, не истина, это лишь идея, символ. Тень - не реальность.
Духовные задачи на каждый день
Средства и цель - одно
Для достижения освобождения ничего не нужно. Вы не можете достичь его в результате сделки, в результате жертвы, в результате уничтожения; это не то, что можно купить. Если вы все это сделаете, то получите рыночный товар, то есть нечто нереальное. Истину нельзя купить, для истины нет средств; если есть средство, то целью будет не истина, потому что средства и цель - одно, они не раздельны. Девственность, как средство освобождения истины, - это отрицание истины. Девственность - не монета, на которую ее покупают...
Почему мы считаем, что девственность важна?.. Что мы подразумеваем под сексом? Не просто акт, а размышление о нем, чувствование его, ожидание его, бегство от него - вот в чем наша проблема. Наша проблема - ощущение, желание получить все больше и больше. Наблюдайте за собой, не наблюдайте за своим соседом. Почему ваши мысли так заняты сексом? Девственность может существовать только когда есть любовь, а без любви нет и девственности. Без любви девственность - лишь похоть в другой форме.Стать девственным, значит стать чем-то еще, так же как человек становится могущественным, преуспевающим в качестве выдающегося юриста, политика или кого бы то ни было, - перемена происходит на том же уровне. Это не девственность, а просто конечный результат мечты, итог непрерывного сопротивления конкретному желанию... Поэтому девственность перестает быть проблемой, когда есть любовь. Тогда жизнь - не проблема, жизнь проживается в полноте любви, и эта революция принесет новый мир.
Духовные задачи на каждый день
Тотальное оставление
Вы, наверное, никогда не испытывали такое состояние ума, при котором происходит тотальное оставление всего, полное отпускание. А оставить вы все не можете без глубокой страсти, не так ли? Вы не можете оставить все интеллектуально или эмоционально. Конечно, тотальное оставление возможно только при интенсивной страсти. Пусть это слово вас не тревожит, ведь человек без страсти, не интенсивный, никогда не сможет понять и почувствовать качество красоты. Ум, который держит что-то в резерве, ум, у которого есть личная заинтересованность, ум, который цепляется за положение, власть, престиж, ум, пользующийся уважением, что ужасно - такой ум никогда не оставит себя.
Духовные задачи на каждый день
Это чистое пламя страсти
У большинства из нас очень мало страсти. Мы можем быть похотливыми, мы можем чего-то сильно жаждать, мы можем хотеть от чего-то убежать, и все это придает некоторую интенсивность. Но пока мы не пробудимся и не нащупаем свой путь в это пламя страсти без причины, мы не сможем понять то, что называется скорбью. Чтобы что-то понимать, у вас должна быть страсть, интенсивность полного внимания. Когда есть страсть стремления к чему-то, что производит противоречие, конфликт, чистого пламени страсти быть не может; но чистое пламя страсти должно существовать, чтобы покончить со скорбью, полностью ее растворить.
Духовные задачи на каждый день
Внечувственная красота
Без страсти как может быть красота? Я говорю не о красоте картин, зданий, не о раскрашенных женщинах и всем таком. Они по-своему красивы. То, что составлено человеком, например, собор, храм, картина, стихотворение или статуя, может или не может быть красивым. Но есть красота вне чувства и мысли, которую нельзя осознать, понять или познать, если нет страсти. Поэтому не недооценивайте слово "страсть". Это не безобразное слово; это не то, что вы можете купить на рынке или о чем можете романтически поговорить. Оно не имеет ничего общего с эмоцией, чувством. Это не нечто уважаемое; это пламя, разрушающее все ложное. А мы всегда боимся позволить этому пламени поглотить то, что нам дорого, то, что мы называем важным.
Духовные задачи на каждый день
Страсть ко всему
Для большинства из нас страсть ассоциируется с одним: сексом, или же вы страстно страдаете и пытаетесь устранить это страдание. Я же употребляю слово "страсть" в смысле состояния ума, состояния бытия, состояния вашего внутреннего стержня, если есть что-то очень сильно ощущающее, исключительно чувствительное - одинаково чувствительное к грязи, к убогости, к бедности и к огромным богатствам и коррупции, к красоте дерева, птицы, к течению воды и к пруду, в котором отражается вечернее небо. Чувствовать все это интенсивно, сильно - необходимо. Ведь без страсти жизнь становится пустой, мелкой и теряет свой смысл. Если вы не можете видеть красоту дерева и любить это дерево, если не можете о нем заботиться, вы не живете.
Духовные задачи на каждый день
Уверяю вас, любовь - это страсть
Вы не можете быть чувствительным, если вы не страстны. Не бойтесь слова "страсть". Большинство религиозных книг, большинство гуру, свами, вождей и всех остальных говорят: "Не имей страсти". Но если у вас нет страсти, как вы можете быть чувствительны к уродству, к красоте, к шепчущимся листьям, к рассвету, к улыбке, к плачу? Как вы можете быть чувствительны без чувства страсти, в котором сквозит оставление? Пожалуйста, слушайте меня и не спрашивайте, как стяжать страсть. Я знаю: все вы достаточно страстны для того, чтобы получить хорошую работу, или ненавидеть какого-нибудь беднягу, или чему-то завидовать; но я говорю о нечто совершенно другом - о страсти, которая любит. Любовь - это состояние, в котором нет "меня"; любовь - это состояние, в котором нет осуждения, нет оценки того, является ли секс правильным или неправильным, является ли одно хорошим, а другое плохим. Любовь не имеет отношения ко всему этому противоречивому. Противоречия не существует в любви.А как можно любить, если не пребываешь в страсти? Без страсти как можно быть чувствительным? Быть чувствительным значит чувствовать своего соседа, сидящего рядом; это значит видеть безобразие города с его убогостью, его грязью, его бедностью, и видеть красоту реки, моря, неба. Если у вас нет страсти, как вы можете быть чувствительны ко всему этому? Как вы сможете чувствовать улыбку, слезу? Уверяю вас, любовь - это страсть.
Духовные задачи на каждый день
Страстный ум сомневается
Очевидно, страсть должна быть, и вопрос в том, как оживить эту страсть. Не будем недопонимать друг друга. Я имею в виду страсть во всех смыслах, не только сексуальную страсть, которая является очень мелким фактором. А большинство из нас удовлетворены ею, потому что любая другая страсть уничтожается: в офисе, на заводе, при исполнении определенной работы, следовании рутине, усвоении техник, - поэтому страсти не осталось; нет творческого чувства срочности и избавления. Поэтому секс становится важным для нас, и тут мы теряемся в мелкой страсти, которая становится огромной проблемой для узкого, добродетельного ума, или она скоро становится привычкой и умирает. Я употребляю слово "страсть" в его тотальности. Страстный, сильно чувствующий человек не удовлетворяется какой-либо незначительной работой - будь то работа премьер-министра, или повара, или кого бы то ни было. Страстный ум сомневается, исследует, смотрит, спрашивает, требует, а не просто пытается найти объект для своего недовольства, в который он может вложиться и пойти спать. Страстный ум бредет ощупью, ищет, прорывается, не признает никакой традиции; это не категоричный ум, не ум, который достиг, а ум молодой, который всегда достигает.
Духовные задачи на каждый день
Мелкий ум
Страстный ум бредет ощупью, прорывается, не признает никакой традиции; это не категоричный ум, не ум, который достиг, а ум молодой, который всегда достигает.
И как же такой ум может появиться? А это должно случиться. Очевидно, мелкий ум не способен над эти работать. Мелкий ум, пытаясь стать страстным, будет просто сводить все к собственной малости. Это должно случиться, и это может случиться лишь тогда, когда ум видит собственную малость, но не будет стараться ничего сделать в этой связи. Ясно ли я выражаюсь? Наверное, нет. Однако, как я сказал выше, любой узкий ум, каким бы ревностным он ни был, будет оставаться мелким, - это несомненно. Малый ум, хотя он может полететь на луну, хотя он может разработать технику, хотя он может умно аргументировать и защищаться, все же остается малым умом. Поэтому, когда малый ум говорит: "Я должен быть страстным, чтобы сделать что-нибудь стоящее", его страсть, очевидно, будет очень мелкой, не так ли, - это все равно, что сердиться на какую-нибудь мелкую несправедливость или думать, что весь мир изменяется благодаря мелкой, крошечной реформе, которую проводит незначительный, крошечный ум в незначительной, крошечной деревне. Если крошечный ум видит все это, тогда достаточно самого восприятия того, что он крошечный, тогда вся его деятельность претерпевает изменение.
Духовные задачи на каждый день
Потерянная страсть
Слово - не сама вещь. Слово "страсть" - не страсть. Если вы чувствуете это и уловлены этим без всякого хотения, директивы или цели, если вслушиваетесь в эту вещь под названием желание, вслушиваетесь в собственные желания, множество их, слабых или сильных, - когда вы так поступаете, то видите, какой огромный вред приносите, когда подавляете желание, когда искажаете его, когда хотите его исполнить, когда хотите что-то сделать в связи с ним, когда имеете мнение о нем.
Большинство людей потеряли эту страсть. Наверное, она была когда-то в юности - жажда стать богатым, прославится и жить буржуазной или респектабельной жизнью; может, невнятные соображения по этому поводу. А общество - то есть вы - подавляете ее. Поэтому человеку приходится приспосабливаться к вам - мертвым, респектабельным, не обладающим ни малейшей искрой страсти; тогда он становится частью вас, стало быть. теряет свою страсть.
Духовные задачи на каждый день
Страсть без причины
В состоянии страсти без причины есть интенсивность, свободная от любой привязанности; но когда у страсти есть причина, есть и привязанность, а привязанность - это начало скорби. Большинство из нас привязаны, мы цепляемся за человека, за страну, за веру в идею, и когда объект нашей привязанности убирается или же теряет свое значение, мы оказываемся опустошенными, недостаточными. Эту опустошенность мы пытаемся заполнить, цепляясь за что-нибудь еще, что становится новым объектом нашей страсти. Исследуйте свои сердце и ум. Я просто зеркало, в которое вы смотрите на себя. Не хотите смотреть, ничего страшного, но если все-таки хотите, то смотрите на себя пристально, безжалостно, с интенсивностью - не в надежде растворить свои несчастья, свои тревоги, свое чувство вины, а чтобы понять эту исключительную страсть, которая всегда приводит к страданию. Когда у страсти есть причина, она превращается в похоть. Когда есть страсть к чему-то - к человеку, к идее, к какому-то рода свершению, - из этой страсти возникает противоречие, конфликт, усилие. Вы стремитесь достичь конкретного состояния, или сохранить его, или снова пережить то, что было и прошло. Страсть же, о которой я говорю, не приводит к противоречию, конфликту, усилию. Она никак не связана с причиной, поэтому не является следствием.
Поделиться!
Подпишитесь на обновление!